Чуйский тракт: история строительства, достопримечательности, фото
Содержание:
- Чуйская степь
- Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
- Экскурсия по дороге в тысячу км
- Описание и интересные факты
- Легенды тракта
- Урочище Кызыл-Чин
- Чуй-Оозы
- Современное состояние
- История строительства тракта
- Примечания
- Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня
- Стоимость участия
- Предисловие
- Достопримечательности и инфраструктура на Чуйском тракте
- Достопримечательности и интересные места
- Сростки
- География местности
Чуйская степь
Чуйский тракт — упоителен.
Кажется: ну куда уж красивее, стой, горшочек, не вари! Но чем дальше продвигаешься по этой дороге, тем более удивительные пейзажи открываются.
На мой взгляд, самое красивое место на Чуйском тракте — граница горного массива Сукор и Чуйской степи.
Просто загляденье: степь цвета шамуа, горы цвета кордован, заснеженные вершины цвета оленьего молока, и высоченное синее небо наверху. Кажется, что такого просто не может быть в реальной жизни, но вот оно — наяву, протяни руку — и дотронешься.
Чуйская степь — это самые верховья Чуи, окраина Горного Алтая: юрты кочевников, караваны двугорбых верблюдов да государственная граница, по другую сторону которой находятся Монголия, Китай и Казахстан.
Размеры Чуйской степи — семьдесят на сорок километров. В разных её концах рассыпаны немногочисленные сёла.
Климат здесь суров, особенно зимой: среднемесячная температура января — минус 32 градуса при абсолютном рекорде на 30 градусов ниже. Добавим к этому страшные степные ветра, разгоняющиеся до невероятных скоростей и дующие круглый год.
Под верхним слоем земли скрывается многолетняя мерзлота, уходящая в глубину на десятки метров.
На поверхности — огромное количество небольших озёр. У всех их — плоское дно, глубина обычно не превышает пары-тройки метров. Большую часть года они скованы льдом, а летом вода в них не прогревается теплее нескольких градусов тепла.
Жизнь здесь — не сахар.
Это — дикое, но в то же время феерически красивое место…
Старт маршрута, аэропорт, аренда автомобиля
Автопутешествие по Горному Алтаю / фото автора
Наше автопутешествие по Чуйскому тракту начинается в Новосибирске. Здесь находится самый крупный аэропорт в регионе, который принимает рейсы со всей России.
Прилетайте сюда и берите в прокат автомобиль в аэропорту. Если вы из Москвы, гнать сюда свою машину бессмысленно. Это будет дорого и основную часть отпуска потратите на дорогу.
Для аренды автомобиля можно обратиться в представительство компании Avis Russia в аэропорту Новосибирска. Покрытие Чуйского тракта в идеальном состоянии на протяжении всего пути, поэтому подойдет седан. Например, Hyundai Solaris, при аренде на 5 дней обойдется в 3000 руб./сутки.
Второстепенные дороги оставляют желать лучшего. Это либо гравийка, либо полное бездорожье. Поэтому, если вы планируете самостоятельно подняться на Акташский ретранслятор либо отклониться от маршрута и посетить долину Чулышмана, арендуйте автомобиль с высоким клиренсом. Например, Hyundai Creta — 3900 руб./сутки.
Также можно заранее воспользоваться сервисом проката avenuerent.ru. Цены —от 2400 руб./сутки. Обязательно уточняйте про ограничения на суточный пробег.
Вдоль Чуйского тракта есть все, что нужно для путешествия: столовые, кафе, места для отдыха и крупные АЗС (Роснефть, Газпромнефть, Лукойл встречаются часто). После села Усть-Муны будут попадаться АЗС — Ника, Опти, Салекс. Рекомендую заправиться до полного бака в основной туристической зоне, далее на АЗС в Онгудае или Акташе. Хорошее качество топлива на заправке Расул в Акташе и Кош-Агаче.
Крупных городов по пути нет, поэтому после Новосибирска первая наша остановка будет через 350 км в Бийске.
Экскурсия по дороге в тысячу км
Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.
В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.
К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.
В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».
Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.
Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.
Новый памятник шоферам Чуйского тракта
Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».
От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.
Станислав ДОНИН
Описание и интересные факты
За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.
Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.
До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.
Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:
- 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
- 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
- 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
- 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
- 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
- 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
- 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
- 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
- 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
- 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
- с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.
На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.
Легенды тракта
Такую старую и важную дорогу, конечно, окружают мифы и истории. Чаще всего это страшные истории, потому что слава у тракта всегда была недобрая. Еще в легендах алтайцев была легенда о монахе-отшельнике Пазарыке, который погиб от рук воинов-джунгаров и навсегда проклял любых военных, которые когда-либо пойдут по этой дороге. Поэтому алтайцы считают, что по тракту опасно передвигаться военным. Еще есть легенда о «Кровавой версте». Эта история о любви алтайки и заключенного, работающего на трассе. Парень был расстрелян за восстание против нечеловеческих условий содержания, а девушка бросилась от горя в пропасть. Разные мифы и легенды связаны почти с каждым трудным поворотом или особо красивыми местами.
Урочище Кызыл-Чин
Марсовые горы, Алтай
Марс на Алтае. Именно так окрестили это место в путеводителях. За счет природных ландшафтов и необычного цвета глиняных пород место действительно космическое. На самом деле все объяснимо. Около 90 млн. лет назад в этом месте было море и цветные марсовые горы — это дно водоема.
Когда я была здесь, вход был бесплатным. Сейчас сделали автомобильную парковку, установили туалеты и обозначили цену за проход — 100 руб.
Как добраться: с Чуйского тракта сворачиваете на мост через реку Чуя и следуете к селу Чаган-Узун, далее по указателям 7 км гравийной дороги. Там дежурят местные жители, которые будут уговаривать вас пересесть к ним в УАЗы, но проехать можно на любом автомобиле.
Чуй-Оозы
Примерно в километре от места слияния Чуи и Катуни расположено урочище Чуй-Оозы (в переводе с алтайского — «Устье Чуи»). Здесь находится одноимённый туристический комплекс с легендарным кафе, с которым связаны три главных ассоциации: «антисанитария», «просрочка» и «отравление». Но от клиентов отбоя нет — в радиусе как минимум семидесяти километров поесть всё равно больше негде.
Кафе «Чуй-Оозы» завлекает проезжающих мимо путешественников большой вывеской, обещающей алтайские деликатесы. Но по факту в наличии — лишь картофельно-мясное жаркое да беляши, как-то там обозванные на национальный лад. Качество еды — среднее, как говорится — «второй свежести». Если очень голоден — можно подкрепиться. Но если едешь в сторону Акташа и готов потерпеть — лучше так и сделать.
Бабушка от ужина отказалась. Я — рискнул.
Рядом с кафе построено несколько домиков-курятников, в которых можно переночевать за тысячу рублей с комнаты. Всего их тут две — одна на первом этаже, вторая — под крышей. О каком-либо комфорте говорить не приходится, но это — проблема всего Горного Алтая: довольствуемся тем, что есть. А есть тесная комнатушка с двумя кроватями и дырявыми стенами, в щелях которых гуляет холодный ветер. Из положительного — электричество: лампочка, свисающая на проводе с потолка да видавшая виды старая розетка. Удобства — через дорогу: туалет гравитационного типа (читай: дырка в полу) да обшарпанный умывальник в кафе.
Да, отечественный туризм — он такой: суровый и беспощадный.
Помимо кафе и «мест размещения» в состав туристического комплекса входит «парк скульптур». Это странное место на обочине Чуйского тракта очень напоминает финский «». Если попросить, сотрудники кафе готовы провести экскурсию, но от всех этих скульптур веет такой самодеятельной беспомощностью, что эта идея улетучивается сама собой.
На территории «парка» флегматично пасутся коровы. Вдали белеют заснеженные вершины Алтайских гор. Снег на них не тает даже летом. Местные жители называют такие горы «белкáми».
В двух сотнях метров от туристического комплекса расположено несколько групп петроглифов. Этих древних выбитых на камне рисунков на Алтае — великое множество, они встречаются здесь чуть ли не в каждой деревне.
У каждой мало-мальски увлекательной достопримечательности на Чуйском тракте сразу магическим образом появляется вагончик с табличкой «вход платный» и кассиром. Бизнес «по-алтайски» работает лишь пару месяцев в году — летом, когда в горы приезжает большинство туристов. В остальное время вход, как и за много столетий до наступления эры развитого капитализма, — бесплатный.
Сюжеты, выбитые на камне художниками древности, — везде одинаковы, что в Норвегии, что на , что в , что на Алтае: люди и животные, животные и люди, иногда — мифические существа.
Расшифровка петроглифов — увлекательнейшее занятие. Изюминка в том, что большинство сюжетов на камнях были выбиты в доисторические времена, и никаких достоверных описаний, что именно хотели донести до нас их авторы, — нет. Любые объяснения — произвольны, интерпретировать их можно — на что фантазии хватит.
С таким же успехом можно поразмышлять над тем, какие сакральные смыслы будут вкладывать археологи через пару-тройку тысячелетий, исследуя надписи наших дней а ля «».
В целом скопление петроглифов в Чуй-Оозы ничего интересного из себя не представляет. Кто хоть раз в своей жизни бывал в таких местах — может смело ехать дальше.
Современное состояние
Сейчас Чуйский тракт – достаточно современная и благоустроенная трасса, ведущая из Южной Сибири в Монголию. Исторический Чуйский тракт тянется от Бийска до Ташанты (Республика Алтай) на 630 км, это двухполосная дорога с двумя горными перевалами: Семинским (1709 м) и Чике-Таман (1269 м). Семинский перевал характеризуется затяжными спуском и подъемом, Чике-Таман – большим числом горных серпантинов.
От Бийска и до г. Бабырган в Республике Алтай продолжается предгорная часть. Высокогорная часть магистрали начинается от села Акташ и продолжается до границы. Здесь дорога проложена на высоте чуть менее 2 км над уровнем моря. В Кош-Агаче действует пограничная зона, для дальнейшего пути необходимо предъявить паспорт гражданина РФ. Иностранцам без разрешения погранслужбы дальнейший проезд запрещен.
История строительства тракта
Автомобильная дорога, появившаяся здесь в XX веке, берет свое начало с тропы паломников XVIII столетия. Тогда она использовалась для религиозных шествий монголов и ойратов с территории современной Монголии к буддийскому урочищу Байхач в верховьях Катуни. В XIX столетии тропа использовалась для посещения монголами ярмарки в приграничном селении Кош-Агач. В то время это была лишь вьючная горная тропа со скальными выступами, на которых не могли разъехаться 2 каравана, идущие цепочкой.
В самом начале XX века после выделения денежных средств тропа была переоборудована в Чуйский тракт – дорогу шириной 3,5 м в основной массе и 2 м на скальных выступах. По такому пути уже мог проехать колесный транспорт – повозки, телеги и таратайки. Однако сразу после обустройства тракт начал разрушаться и через пару лет практически вернулся к первозданному состоянию.
Современный маршрут Чуйского тракта был подготовлен в 1916 году после изысканий экспедиции, возглавляемой известным писателем и инженером В. Шишковым (автором «Угрюм-реки»). Однако из-за вспыхнувшей Гражданской войны планам по строительству автомобильной дороги не суждено было сбыться. Да и оставшаяся инфраструктура трассы (мосты) была окончательна уничтожена во время Гражданской войны.
Восстановление тракта началось в 1925 году и продолжалось 10 лет. Основные работы выполнялись вручную жителями алтайских сел и заключенными 7-го отделения Сиблага. Первые автомобили прошли по трассе в 1925 году, а год спустя по дороге проехали тракторы, вызвав переполох среди местных жителей. В 1935 году работы по строительству магистрали были закончены.
С 1961 года наименование Чуйский тракт было присвоено всей дороге от Новосибирска до монгольской границы. В 80-х годах дорога была спрямлена, был построен новый перевал Чике-Таман, а еще здесь наконец-то появилось асфальтовое покрытие.
Примечания
- ↑ . altapress.ru. Дата обращения: 6 января 2016.
- . www.logoslovo.ru. Дата обращения: 6 января 2016.
- ↑ . altapress.ru. Дата обращения: 5 января 2016.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 января 2009.
- Чуйский тракт//Бурят-Монгольская правда. № 272 (370) 4 декабря 1924 года. стр.2.
- Анатолий БУБУНЕНКО (заведующий музеем «История дорог Алтая»), Станислав КРЫЖАНОВСКИЙ (начальник Управления дороги «Новосибирск-Бийск-Ташанта» в 1967-1982 гг.). .
- . (09.07.2019). Дата обращения: 12 июля 2019.
- . www.avtodispetcher.ru. Дата обращения: 19 января 2016.
- С. С. Михайлов. (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 марта 2013.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 января 2010.
- . Nat-geo.ru. Дата обращения: 5 января 2016.
Майма — Усть-Сема: 57 км за 3 дня
Дальше дорога шла мимо живописной реки Бирюзовая Катунь. Красота захватывает дух.
Бирюзовая Катунь
На другом берегу реки от села Соузга находится очень интересная скала «Чертов палец». Добраться до него можно через базу Ая. Подъем очень крутой, не каждая машина одолеет. Лучше около двух километров придется пройти пешком или заказать прогулку на лошадях.
Чертов палец
Скала очень скользкая, для ее покорения нужна удобная обувь и хорошая физическая форма. Место просто шикарное, нереально красивое и необычное, на его посещение не жалко ни сил, ни времени.
Тавдинские пещеры
Вход 150 рублей в хорошую погоду и 100 рублей в дождь или снег, но эта экономия в 50 рублей может очень дорого обойтись — тропинки и проходы очень узкие и скользкие, иногда проходят над обрывами.
Подъем правда резкий
В пещерах живет дух Эрли, которому все платят монетки и сладости. Сладость мы видели только одну — заплесневелую булочку.
Сокровищница Эрли
Духу надо дать мзду. И побольше. Возможно, мы дали слишком мало, и коварные пещеры устроили нам испытание — мы немного сбились с пути. При переходе из пещеры в пещеру нужно идти по тропинке, но встретятся пару развилок. Мы свернули на одной из них и шли по стрелочкам минут 30. Куда ведут эти стрелочки — непонятно, но лучше без еды, воды и спальных принадлежностей не проверять.
Арка желаний
Следующая достопримечательность на нашем пути — Камышлинский водопад. Проход на него только один — через базу Царская охато. Вход на базу стоит 150 рублей. Кроме возможности пройти по мосту можно посмотреть настоящего медведя, пруд с огромными рыбками и посетить аил — жилище коренных алтайцев. В жилище есть уникальная возможность примерить национальные костюмы и посмотреть быт местных жителей.
На водопад можно пройти около двух километров по лесу (тропа ровная и легко проходимая) или отправиться на лодке. Цена прогулки: 300 рублей с человека.
У водопада очень много рекламы с призывом сплавиться по Катуни 2-3-4- часа, но почему-то все объявления без контактов. На сплав мы не попали, так что двинулись дальше.
Стоимость участия
Включено:
- Место в комфортном микроавтобусе на всё время путешествия
- Ночевка в домиках (2 — 3 человека на 1 домик) — 5 ночей
- Необходимые перекусы по маршруту во время поездки
- Завтрак
- Баня на турбазе “Кочевник”
- Плата за посещение закрытых туристических зон (Гейзерное озеро, Марсианские поля)
- Билеты в петроглифический комплекс Калбак-Таш
- Экскурсия по священным местам Каракольской долины
- Экскурсия на моторной лодке до Камышлинского водопада
- Экскурсия по краеведческому музею Горно-Алтайска
Стоимость — 19 000 руб
В стоимость не входит — питание в пригородных кафе (обед и ужин)
Участвовать
Предисловие
К этому путешествию мы готовились долго и тщательно. Больше месяца изучали достопримечательности, работали с картами дорог, читали отзывы, составляли маршрут. И вот в начале сентября 2017 года, выбив долгожданные 14 дней отпуска, мы выдвинулись на своем маленьком автомобиле навстречу приключениям, покорять российские просторы.
За все время пути мы проехали 4200 км, из них 2800 км основного маршрута (Оскемен — Змеиногорск — Белокуриха — Акташ — Кош-Агач — Улаган — Барнаул — Новосибирск — Оскемен) + заезды-разъезды.
Первые 100 км путешествия нам посчастливилось проехать по казахстанской дороге Усть-Каменогорск — Шемонаиха. Это дорога, на которой водитель не моргая всматривается в дорожное покрытие, пытаясь во время объехать ямы и кучи, насыпанные посреди дороги. Разметки на дороге нет никакой. Вообще. Зато каждые несколько километров ждет патрульная машина ДПС. Эту часть пути мы называем «тренировочная трасса», после нее все российские дороги покрытые асфальтом кажутся песней.
Сейчас границы Казахстана и России открыты, таможню проходят очень быстро, никаких документов, кроме паспорта, не требуется.
Достопримечательности и инфраструктура на Чуйском тракте
Предлагаю рассматривать Горный Алтай, Чуйский тракт именно, начиная от Бийска. На участке Бийск – Майма обязательно нужно остановиться хотя бы на несколько часов в селе Сростки – родном селе Василия Шукшина. Здесь расположен его дом-музей и гора Пикет, на которой любил бывать знаменитый писатель, режиссёр и актёр. А ещё непременно нужно заглянуть в парк деревянной скульптуры, парк называется «Чудики». Экспонаты этого парка созданы по произведениям В. М. Шукшина.
Двигаясь по Алтаю в путешествии по Чуйскому тракту дальше на юг, мы въезжаем в Республику Алтай. Перед границей (проезд через которую свободный), вас встретит памятник «Пилигрим».
Первый крупный населённый пункт в Республике Алтай – село Майма. Село и правда очень большое, больше похожее на посёлок городского типа. Чуйский тракт проходит сквозь него. В Майме множество крупных и мелких магазинов, где можно купить еды на долгую дорогу, есть кафе и закусочные.
Столица Республики – Горно-Алтайск, находится несколько в стороне от Чуйского тракта, нужно свернуть влево. Но я туда советовала бы заехать, чтобы побывать в Горно-Алтайском музее. Очень интересная и богатая экспозиция, есть специальный зал, посвящённый Алтайской Принцессе. А в определённое время (точно знаю, что в воскресенье в первой половине дня, но, возможно, и в другие дни) можно увидеть лежащую в саркофаге мумию Принцессы.
Участок Чуйского тракта между Маймой и Усть-Семой самый, пожалуй, обжитой. Здесь тракт идёт вдоль Катуни, и на обеих сторонах тракта туристические базы и гостевые дома идут буквально сплошняком. Есть достаточно фешенебельные и дорогие, а есть и со вполне демократичными ценами. Летом иногда даже бывают автомобильные пробки.
В Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, на этом участке я бы посоветовала остановиться возле села Манжерок, чтобы подняться на канатно-кресельном подъёмнике на горку Малая Синюха.
Представляют интерес расположенные на левом берегу Катуни Талдинские пещеры (при движении в сторону Монголии нужно будет перейти или переехать реку).
Ради любопытства побывайте на искусственном озере Бирюзовая Катунь. Летом здесь действует аквапарк, множество кафе, сдаются домики, проводятся дискотеки и прочие подобные мероприятия. Но лично мне это место, если честно, не очень нравится: слишком многолюдно, дорого, пафосно. И при этом весьма хамоватый персонал, и вообще, обслуживание оставляет желать лучшего.
Бирюзовая Катунь – это целый комплекс, помимо аквапарка, построен горнолыжный комплекс, достаточно шикарная четырёхэтажная гостиница.
В Усть-Семе Чуйский тракт пересекает Катунь и уходит в сторону. Сосновые и еловые леса постепенно сменяются лиственными. Кафе и турбазы попадаются всё реже. И присутствие человека ощущается всё меньше – и это лично мне особенно нравится.
Далее по курсу в Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту – райцентр Шебалино. Здесь можно остановится на ночёвку, купить продукты, зайти в кафе. После Шебалино Чуйский тракт начинает ощутимо забирать вверх, приближаясь к Семинскому перевалу. Подъём плавный, любая машина с исправным двигателем забирается легко.
Семинский перевал меня лично не особенно впечатлил. Здесь установлена стела в ознаменования присоединения Горного Алтая к России, есть сувенирные киоски, продаются шашлыки.
Съесть вкусный полноценный обед и переночевать можно в гостинице Золотой Кедр. Минимальная цена – 600-700 рублей с человека за ночь. Рядом с Семинским перевалом есть горнолыжные спуски, отличные биатлонные трассы, гостиница и турбаза.
Достопримечательности и интересные места
Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.
-
Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
-
Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.
-
Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.
-
Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».
-
Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
-
Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.
Сростки
Памятник Шукшину на горе Пикет, Алтай / фото wikimedia.org
На 388 км Чуйского тракта дорога проходит через село Сростки.
Сростки — родина Василия Макаровича Шукшина.
Именно здесь проводится ежегодный фестиваль «Шукшинские дни на Алтае». Рекомендую заехать в Мемориальный музей-заповедник В. М. Шукшина.
К объектам музея относится: дом, в котором провел детские годы Василий Макарович, школа, усадьба матери и гора Пикет.
- Цены: 60 руб./40 руб. (льготный). Экскурсионный билет для группы от 5 человек: 100 руб./65 руб. (льготный).
- Адрес: ул. Советская, 86.
В Сростках по обе стороны дороги расположен рынок, где продаются «сростинские пирожки».
Вдохновившись легендами Алтая направляемся дальше в Республику Алтай.
География местности
Чуйский Тракт
Рельеф
По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет,[источник не указан 3816 дней]Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900−2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500—1900 м).
Климат
Климатические условия по протяжению дороги не постоянны, на них большое влияние оказывают большая протяжённость тракта с севера на юг и сильнорасчленённый рельеф местности, а в частности горная система Алтая. Предгорная часть и северные отроги хребтов Иолго, Чергинского, Семинского характеризуются менее суровым климатом — средняя температура января от −13°С до −17°С, июля от +16°С до +19°С. В этой зоне выпадает значительное количество осадков (до 550—750 мм).
Горная зона Семинского перевала отличается резкими колебаниями температуры и имеет более суровый климат. А участок дороги за перевалом до посёлка Акташ характеризуется значительной сухостью — осадки выпадают в основном в летние месяцы.
Далее тракт проходит район высокогорного плоскогорья с засушливым, резко континентальным климатом. Курайская и Чуйская степи отличаются большой годовой амплитудой температур, до +30 летом и −40 зимой.