Новости

Календарь народных праздников и примет на каждый день

Сегодня приметы: Мануил Солнцестой. Солнце медлит в зените. Начинается бурный рост растительности. «С Мануила все в рост идет». Приметы на завтра: Федул. Ярилин День. К этому дню приурочивали ярмарки с песнями, плясками, кулачными боями. Цветение поздней малины. Ближайшие приметы:02.07.2020 — День Зосимы и Савватея — покровителей пчёл. Зосим и Савватей Пчельники. Пчелы летят к своим ульям — к дождю, сидят на стенках улья — к сильной жаре. Перед засухой они становятся злее, чаще жалят.03.07.2020 — Мефодий перепелятник. Паутинный день. Мефодий — Погодоуказатель. «Ливень силен — прольет сорок ден».04.07.2020 — Ульянов День. В этот день зацветает липа. Чай из золотистых лепестков полезен от простуды.05.07.2020 — Евсевий. Ульяна. Если в этот день идет дождь, будет хороший урожай хлебов и льна. Если паук не раскидывает сети — будет дождь, а снова плетет паутину — перемена погоды к лучшему.06.07.2020 — Аграфена Купальница. Сбор лечебных трав Аграфена-купальница: начало купания. Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные коренья и травы.

Календарь — одно время года всегда сменяет другое и этим определяется жизненный уклад человека. Всвязи с этим сформировался народный календарь в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение. Все это обуславливалось условиями климата, астрологическими явлениями.

На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Цикличность календаря напоминает человеческую жизнь, где весна – это молодость, лето – расцвет, осень – время сбора плодов (хорошо, если они есть, а то можно жизнь прожить, а плодов не собрать), зима – время мудрости и покоя. Эта цикличность и ритмичность определяла жизненный уклад земледельца. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях.

Для каждого человека единственной возможностью избежать постоянной опасности, таящейся в окружающем мире, было найти систему объяснений этого непонятного мира. Для этого каждый народ и создал свою систему предсказания событий и примет. Известно, что в каждом районе существуют тысячи народных примет, характерных только для данного места. Но с течением времени наши предки выработали стройную единую систему примет и предсказаний по явлениям природы. Так образовался годичный календарный цикл, с оторым мы предлагаем ознакомиться вам с Народным календарем русских народных примет…

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Шоно и Нохой. Асухэн и Хусухэн

Буряты — один из древнейших народов, населяющих Прибайкалье. Современной науке известно о двух протобурятских племенах с тотемными именами ШОНО (волк) и НОХОЙ (собака), существование которых фиксируется 2,5 тыс. лет до н. э. Некоторые учение считают, что шоно — это далекие предки эхиритов и булагатов, а нохой — хоринских бурят.

Есть также предположение, что шоно сохранили свою независимость во времена монгольской экспансии, платя дань, а нохой большей частью перешли под власть империи ХУННОВ.

Во времена каменного века на землях Прибайкалья господствовал матриархат. Родоначальницами родов считают двух шаманок: Асухэн и Хусухэн. Историки считают, что имена праматерей настолько укоренились в сознании бурят, что несмотря на столь внушительный для человека период времени память о них сохранилась до наших дней.

Эхириты и Булагаты. Хори

Пришедший на смену патриархат породил легенды, рассказывающие о Эхирите — основателе рода, который родился от пестрого налима и береговой щели Байкала, и Булагате, родившегося от сивого пороза (быка). Исследователи прошлого склоняются к мнению о том, что булагаты — это отделившееся племя эхиритов. А название рода происходит от сына первопредка Буха-нойона — Булагата. Скорее всего, — это реальные люди, жившие в период правления Чингисхана. Проживали эти племена, а сейчас проживают их потомки, — на территории западного берега Байкала.

Также, в более позднее время, когда власть перешла в руки мужчин, родилась легенда о шаманке Асухэн (Асуйхан), встретившей сивого пороза (быка) и решившей, что Бурхан (верховное божество, бог Байкала) послал ей его в мужья. Асухэн родила двух сыновей. Старшего сына назвала Буряадай, младшего Хоридой. Потомками Хоридоя являются племена хори.

Хоринские буряты населяли и населяют побережье северного Байкала и остров Ольхон. Во времена монгольского нашествия племена были уведены в Северо-Восточную Монголию и вернулись на родные земли лишь в XVI в. Хоринцы всегда себя считали потомками Великого Чингисхана и называть себя бурятами стали лишь после появления русских и присоединения земель в XVII в.

Хунну (Сюнну)

Хунну — древний кочевой народ, проживавший со II в. до н. э. по I в. н. э., на территории Монгольского плато, площадью более 2,5 млн. кв. км. Предполагается, что протомонгольские возможно прототюркские племена — хунны (хунну), создали культуру плиточных могил (1300 — 300 г. до. н. э). Однако среди ученых нет единого мнения о происхождении кочевого народа хунну, и его принадлежности к данной культуре. Антропологически носители этой археологической эпохи принадлежат к палеосибирскому (байкальскому) типу.

Ареал обитания «плиточников» был очень огромен. Его северная часть простиралась от озера Байкал до плато Ордос (Внутрення Монголия, Китай) и предгорий Нань-Шаня и возможно даже Тибета; а южная часть — от Алтая до Хигана (гор дальнего Востока, расположенных на территории Китая и России).

Хунну создали первую кочевую империю. Много о них известно из древне-китайских источников. В первую очередь, это касается возведения Великой китайской стены. Считается, что это фортификационное сооружение было построено в период Сражающихся царств (V-III вв. до н. э.), для защиты от набегов хунну.

В I в. н. э. Хуннская империя распалась и территории Байкала перешли под контроль народа, который современные историки называют «сяньби» (китайская транскрипция), или сумбэ (монгольская). Сяньби жили на территории Внутренней Монголии. Интересно, что китайцы называли этот народ также «сирби», «сирви», «сарви» (I-III вв.).

В IV-VI вв. Бурятия являлась частью Жужаньского каганата (раннемонгольское государство)

Далее в истории было много подобных переходов, включая Монгольское нашествие и следующей важной вехой стало появление русских на территориях Предбайкалья и Забайкалья в XVII вв

Рельеф и климат Республика Бурятия

Поверхность территории характеризуется четырехкратным преобладанием горных ландшафтов над равнинными, да и низменности носят относительный характер, так как располагаются минимум на полкилометра выше уровня океана.

Рельеф Бурятии характеризуют мощные, высокие хребты и котловины, окруженные скалами. Саянская вершина Мунку-Сардык, круглый год покрытая льдом, устремляется в небо почти на 3,5 тысячи метров. На юге бассейн Селенги охватывает Селенгинское среднегорье с высотами до 1,8 тысяч метров. Пояс хребтов в районе Байкала состоит из Восточно-Саянского нагорья, Хамар-Дабана, Морского, Улан-Бургасы, Икатского, Баргузинского, Байкальского хребтов. Восточные Саяны достигают в высоту 2,5-3 тысяч метров. Виды Баргузинского хребта в местах водоразделов напоминают альпийские пейзажи. Через север региона тянется Становой хребет с Удоканом, Каларским, Южно- и Северно-Муйским нагорьями. С северо-востока от Байкала лежит Витимское плоскогорье.

Самые крупные реки республики Бурятия – Лена с притоком Витим и Енисей. Большая часть рек из 3 тысяч, суммарной протяженностью более 150 тысяч километров, относится к их бассейнам. Воды Баргузина, Селенги, Верхней Ангары пополняют озеро Байкал. Кроме него по поверхности земли группами располагаются многочисленные озера республики Бурятия, которые занимают около 3 миллионов гектаров. Всего в Бурятии насчитывается порядка 35 тысяч малых и огромных озер. Вторым по размерам является Гусиное, к крупным относятся Баунт, Котакельское, Большое Еравное. Судоходство развито в акватории Байкала, на Баргузине, Селенге, Верхней Ангаре, Чукое. Рельеф и климат республики Бурятия тесно взаимосвязаны. В северных районах Прибайкалья распространены зоны вечной мерзлоты. Семь регионов Бурятии признаны районами Крайнего Севера.

История бурятских племён

Обширный регион в окрестностях Байкала у монголов обозначался как Баргуджин-Токум. В него входило немало монголоязычных племён, входивших в состав бурятского народа. Одними из самых могущественных среди них стали баргуты, присоединение земель которых к государству монголов прошло вполне мирно.

В те времена у власти находился сын Чингисхана, Джучи. Нередко баргутов сравнивали с монголами — настолько велика была схожесть. В тексте сочинения «О северных делах», созданном в XVI столетии, указано следующее:

Несмотря на принадлежность к бурятскому этносу, племена хори-туматов совсем не походили на баргутов — даже в принципах поведения. О них говорится в персидских текстах и монгольских источниках как о непокорной народности, представители которой не раз восставали против власти монголов.

Селенгинские буряты, (снимок 1900 г.)

Промышленность Улан-Удэ

Представлена сотнями крупных и малых предприятий, начиная от авиастроения, ремонта железнодорожного состава и заканчивая производством продуктов. Вот первая пятерка тяжеловесов — лидеров республиканской промышленности:

  1. Авиационный завод известен далеко за пределами Сибири и Дальнего Востока. Здесь производят военные и гражданские самолеты и вертолеты. В этом уникальность современного предприятия военно-промышленного комплекса, который выпустил более 8,5 тысяч воздушных машин, включая пассажирские варианты. Завод сотрудничает СС лучшими конструкторскими бюро страны, включая ОКБ Лавочкина, Сухого, Миля. На предприятии трудится более 7 тысяч человек, ведется подготовка специалистов, открыты вакансии.

  2. Вагоноремонтный завод крупнейший в азиатской части России. С момента основания в 1932 году на производственных площадках отремонтировано свыше 25 тысяч паровозов, более 50 тысячи пассажирских и грузовых вагонов. Здесь же изготавливаются запасные части для заводов концерна РЖД. Кроме того, на заводе ведется чугунное, стальное и цветное литье, измеряемое миллионами тонн.

  3. ЗАО Улан-Удэстальмост — новое бюджетообразующее предприятие, где изготавливают пролеты для всех видов мостов не только в России, но и за рубежом в Китае, Сирии, Монголии.

  4. Приборостроительное производственное объединение приписано к корпорации аэрокосмического оборудования. Производит системы для авиационной автоматики и военно-морского флота. На предприятии производят также медицинскую технику, товары народного потребления. Работа в объединение считается одной из самых престижных в республики.

  5. ОАО Байкалфарм, чья продукция известна во всех российских регионах. Технологи хранят секреты производства уникальных бальзамов. По данным Росстата, предприятие входит в первую двадцатку смежных предприятий по объемам производства.

В республике развито производство продуктов питания, используются уникальные технологии при выпечке хлеба, производстве кондитерских изделий, брынзы, майонеза. Предприятия пищевой промышленности имеют свою сеть фирменной торговли.

В городе работает около 8 тысяч малых предприятий и более 12 тысяч индивидуальных предпринимателей. Традиционно малый бизнес занят в торговле и сферах обслуживания, в строительстве, на транспорте, в обрабатывающих отраслях.

Бурятский народ

Современники и, вполне возможно, наши предки не совсем понимают, что означает слово “бурят”. И поэтому, не вдаваясь в лингвистические особенности данного слова, рассмотрим его с политико-социального ракурса.

В этом плане бурятская история делится на две составляющие: добурятскую и, собственно, бурятскую. В свою очередь, современная история бурят, кроме двух случаев (1703 г. — договор с Петром I на вечное владение породными землями; 1921 г. — договоренность с Владимиром Лениным о создании Бурят-Монгольской АССР), практически всегда была историей периферийного общества, находившегося вне глобальных событий и исторических процессов.

Последнюю надежду на вхождение в геополитическую повестку буряты потеряли в 1959 году, когда Бурят-Монгольская АССР стала просто Бурятской, а Монгольская народная республика в 1961 году стала членом ООН. После однозначного в этом вопросе поражения халхасцам, Бурятия начала строить собственную “идентичность” на основе последовательного уничтожения своего культурного наследия и искоренения фундаментальных традиционных ценностей. Из всех советских национальных республик, на мой взгляд, Бурятия оказалась на передовых позициях по дискриминации своего исторического наследия. И в результате столь интенсивного и старательного самодемонтажа, понятие “бурят” в общественном обиходе начало использоваться в уничижительном контексте. Поздним ренессансом такого явления стал термин “головар”.   

История не имеет сослагательного наклонения и мы не узнаем, что могло случиться, если бы в 1923 году к власти пришли такие просвещённые люди той эпохи, как Цыбен Жамсарано, Элбек-Доржи Ринчино, Даши Сампилон и т.д. Однако произошло то, что сейчас происходит.

Начиная с образования Бурят-Монгольской АССР, в республике началась «западнобурятсификация» системы управления. Через некоторое время с помощью большевиков западные буряты окончательно установили монополию на исполнение управленческих функций всего региона

Важной и отличительной особенностью установившейся тогда системы стал принципиальный отказ власти от национальной культуры. И подтверждением принятой доктрины стала крылатая фраза одного из руководителей республики: “восточные буряты должны петь и плясать, а мы, западные — управлять”

Учитывая существующий в тот период региональный тренд, когда пригодность к прогрессу ранжировалась с межэтнической позиции, можно считать, что официальная Бурятия (иркутские буряты) не стремилась развивать национальную культуру, потому что считала её не своей и в какой-то степени враждебной. По сути, они в этом вопросе оказались предельно откровенными. Ведь действительно, ценностные ориентиры бурятского Востока сильно отличаются от Запада из-за их исторических особенностей.

По этой причине границы социального и этнического в Бурятии были четко очерчены и усилены нарастающей диспропорцией в доступе к административным должностям, материальным привилегиям, образованию и другим ресурсам. В результате случившегося искусственного этногенеза в обеих группах появились свои мифы, которые разводят по разные стороны оба “народа” и воспроизводят социальную напряженность. А понятие “буряты” с того момента носит разделённый характер (на землячества, районы, регионы и т.п.) и не имеет собственной “стержневой” идентичности.

Название

До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:

  1. от выражения буру халядг (смотрящий в сторону, сторонний).
  2. от слова бар (тигр);
  3. от слова буриха (уклоняться);
  4. от слова бури (заросли);
  5. от этнонима курыкан (курикан);
  6. от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
  7. от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно название было принято хори-бурятами, булагатами, хондогорами и эхиритами как общее самоназвание «буряад».

Свежие новости

14 декабря, 11:28      22
В районе Бурятии загорелся автомобиль с людьми
Произошел хлопок, и моторный отсек охватило пламя.

14 декабря, 11:09      392
Житель Бурятии до смерти избил возлюбленную, застав её с другим
Накануне изувеченная девушка скончалась в больнице.

14 декабря, 11:04      113
В Бурятию прибыли первые 97 пассажиров из Монголии
Напомним, авиасообщение возобновилось 11 декабря.

14 декабря, 11:00      106
В Бурятии планируют отремонтировать 95 километров дорог
Также продолжится строительство мостов.

14 декабря, 10:43      213
В Бурятии назначили главврача районной больницы
Закаменскую ЦРБ возглавил Константин Эрдынеев.

14 декабря, 10:28      194
В Улан-Удэ грузчик отсудил 50 тысяч за травму на работе
На рабочем месте с ним произошел несчастный случай.

14 декабря, 10:10      162
В Бурятии с начала года в ДТП погибли более ста человек
За 11 месяцев произошло 890 аварий с пострадавшими.

14 декабря, 10:03      114
«Этот день»
Какие интересные исторические события произошли 14 декабря?

14 декабря, 09:21      749
В Бурятии еще десять человек скончались от коронавируса
При этом суточный прирост случаев COVID-19 снизился до 227.

14 декабря, 09:16      381
В Бурятии бизнесмену выписали штраф за непривитых сотрудников
Ковидные нарушения выявили в магазине.

14 декабря, 08:37      354
В Улан-Удэ прошли всероссийские соревнования по тхэквондо
Сборная Бурятии в общекомандном зачете заняла I место.

14 декабря, 08:25      429
Улан-удэнец украл автомобиль у своей же знакомой
И продал его за 7 тысяч рублей.

Внешность

Цвет кожи бурят коричнево-бронзовый, лицо плоское и широкое, нос приплюснутый и небольшой. Глаза маленькие, расположены косо, в основном черного цвета, рот большой, борода редкая, волосы на голове черного цвета. Рост средний или малый, телосложение крепкое.

Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл — вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу — маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.

 

Бюджет и инвестиции

Доходы столичного бюджета в 2015 году составят 3,6 миллиарда рублей. Третья часть расходов направлена на развитие образование и подготовку к празднованию 350-летия города. Дефицит бюджета планируется сохранить в рамках 10 процентов от доходов 300 миллионов рублей. Интересно то, что к 2016 году отцы города планируют достичь профицитного бюджета. В первую очередь за счет инвестиционных проектов, как государственных, так и частных. С 2014 года в республике реализовывались более пятидесяти перспективных проектов с общим объемом капвложений до 250 миллиардов рублей. Наиболее крупные из них:

  • строительство региональных дорог протяженностью 40 километров;
  • реконструкция 200 километров федеральных автомагистралей;
  • реконструкция 17 мостов с возведением 9 подъездов;
  • строительство трех автотуристских комплексов;
  • возведение инфраструктура туристско-рекреационного парка с комплексом зданий Подлеморье;
  • укрепительные и гидротехнические сооружения на берегах реки Селенга;
  • озеленение городской территории и новостроек в степной полосе;
  • строительство производственных мощностей по переработке ТБО;
  • расширение взлетно-посадочной полосы аэропорта столицы;
  • комплексная застройка микрорайонов столицы в южном направлении.

Столь большие вложения направлены на улучшение демографической ситуации в регионе, повышение комфорта жизни горожан. В долгосрочной перспективе рассчитано, что количество столичных жителей увеличится вдвое к 2027 году.

Зурхай

Вторник, 14 декабря

11-й лунный день с элементом Вода. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Змеи, Лошади и Свиньи; делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, начинать лечение, покупать лекарственные сборы, устроить праздник, регистрировать брак, давать подарки гостям. Отправляться в дорогу – очень хорошо, к увеличению материального достатка. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Обезьяны и Курицы; Вспоминать обиду, начинать конфликт, ссориться и спорить. Стрижка волос – к обострению интуиции, внутренних органов чувств.

Среда, 15 декабря

12-й лунный день с элементом Гора. Благоприятный день для людей, родившихся в год Мыши, Коровы, Дракона, Собаки и Свиньи; заниматься практикой сосредоточения, почитать Хозяина Огня, строить печь, ставить закваску, собирать друзей, для спокойных и мирных дел. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Змеи и Лошади; устраиваться на работу, нанимать няню, сиделку, работников, покупать домашнюю живность. Отправляться в дорогу – к несчастью. Стрижка волос – к внезапным заболеваниям.

Четверг, 16 декабря

13-й лунный день с элементом Дерево. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; закладывать фундамент, строить дом, делать добрые дела, почитать три драгоценности, завершать начатое дело, делать домашние дела, совершать обряд «жабтуй», надевать новую одежду, шить и кроить одежду. Отправляться в дорогу – к находке, все задуманное исполнится. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, покупать домашнюю живность. Стрижка волос – к счастью и успешности.

От Верхнеудинска до столицы Бурятии

Непривычное для русского языка название административного центра вызывает ассоциации со Средней Азией или Монголией. Но это не так. Улан-Удэ, готовящийся отметить свое 350-летие, стал центром Бурятии в новой российской истории — в середине 30-х годов двадцатого столетия прошло переименование города Вехнеудинска в Красный полдень- так переводится сегодняшнее название столицы Бурятской республики.

А начиналась история без малого три с половиной века назад и связана с казачьим зимовьем, которое строилось для сбора ясака с местного населения тунгусов. Буряты и монголы налога не платили. Спустя пару десятилетий царским указом повелели построить на этом месте Удинский острог, положив начало слободской жизни. В первой трети восемнадцатого столетия острог переименован в город Верхнеудинск. Территория начинает застраиваться как городская и входит в состав Иркутского наместничества.

Следующее столетия ознаменовалось дальнейшим развитием городского поселения, строительством каменных домов, гостиного двора, появляются промышленно-ремесленные предприятия, железнодорожная станция.

К началу двадцатого века в городе работает около трех десятков учебных заведений, появляются первые автомобили и телефонная связь. Решением революционных властей город становится столицей вновь созданной Дальневосточной республики, затем Прибайкальской губернии, и, наконец, Бурят-Монгольской АССР. В постсоветский период Улан-Удэ получил статус административного центра Республики Бурятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector