Город бодайбо: где находится и чем интересен иркутский клондайк?
Содержание:
Карта
Бодайбо: карты |
Бодайбо: фото из космоса (Google Maps)Бодайбо: фото из космоса (Microsoft Virtual Earth)
Бодайбо. Ближайшие города. Расстояния в км. по карте (в скобках по автодорогам) + направление. По гиперссылке в графе расстояние можно получить маршрут (информация любезно предоставлено сайтом АвтоТрансИнфо) | |||
1 | Мама | 91 () | СЗ |
2 | Таксимо (Республика Бурятия) | 169 (220) | Ю |
3 | Чара (Забайкальский край) | 264 (475) | ЮВ |
4 | Ленск | 321 () | С |
5 | Киренск | 361 (1247) | З |
6 | Нижнеангарск (Республика Бурятия) | 363 (597) | ЮЗ |
7 | Багдарин (Республика Бурятия) | 379 () | Ю |
8 | Северобайкальск | 386 (622) | ЮЗ |
Краткая характеристика
Город расположен между западными отрогами Северо-Байкальского нагорья и восточными отрогами хребта Кропоткина, на правом берегу р. Витим, у впадения в неё р. Бодайбо, в 1100 км к северо-востоку от Иркутска. Пристань на р. Витим. В 844 км от ж.д. станции Лена.
В Бодайбинском районе — Витимский заповедник (в районе озера Орон).
Исторический очерк
Основан в 1864 как приисковая Бодайбинская резиденция (склад грузов), обслуживающая Ленский золотопромысловый район; название по расположению в устье р. Бодайбо, правого притока Витима. Этимология гидронима не установлена.
Ленские прииски стали широко известны во второй половине 19 в. В песчано-галечных отложениях по долинам рек были найдены богатейшие золотые россыпи. Первая россыпь официально зарегистрирована в 1846. В 1912 на золотых приисках произошла массовая забастовка, подавленная правительством (т.н. Ленский расстрел).
С 1925 город Бодайбо.
Экономика
Бодайбо — главная база Ленско-Витимского золотопромышленного района. АО «Лензолото».
АО «Витимжилстрой», завод крупнопанельного домостроения «Мобиль». Предприятия пищевой промышленности.
Близ Бодайбо — Мамаканская ГЭС.
В Бодайбинском районе месторождения — золоторудное «Сухой Лог», кварца, кирпичных глин, песка, гравия, извести, сапропеля, чароита «Сиреневый камень».
Геологоразведочная экспедиция.
Краеведческий музей.
Архитектура, достопримечательности
Бодайбо застроен в основном одноэтажными деревянными домами, которые перемежаются с двух и трёхэтажными каменными.
Численность населения по годам (тыс. жит) | |||||||
1931 | 3.5 | 1996 | 19.8 | 2007 | 15.5 | 2015 | 13.9 |
1939 | 20.7 | 1998 | 18.7 | 2008 | 15.2 | 2016 | 13.4 |
1959 | 18.2 | 2000 | 17.7 | 2010 | 14.5 | 2017 | 13.1 |
1970 | 13.9 | 2001 | 17.5 | 2011 | 15.3 | 2018 | 12.3 |
1979 | 14.4 | 2003 | 16.5 | 2012 | 14.9 | 2019 | 11.9 |
1989 | 20.9 | 2005 | 16.0 | 2013 | 14.4 | 2020 | 12.0 |
1992 | 21.7 | 2006 | 15.7 | 2014 | 14.2 | 2021 | 11.5 |
Литература
- Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Около 5000 единиц. М.: Русские словари, ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2001. стр. 71-72
- Гл. ред. Горкин А.П. География России: энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. стр. 78
- Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 50
История Бодайбинского района
История Бодайбо и района тесно связана с разработкой золотоносных россыпей и промышленной добычей золота.
17 (4) апреля 1912 года на приисках Ленского золотопромышленного товарищества, расположенных в районе города Бодайбо на притоке Лены реках Витим и Олёкме, началась забастовка рабочих, недовольных условиями труда и проживания. В результате забастовки и последующего расстрела рабочих правительственными войсками пострадало, по разным оценкам, от 250 до 500 человек, в том числе 107—270 человек погибли.
Первая электростанция
Первую электростанцию на речке Ныгри построило в 1896 Ленское золотопромышленное товарищество, ее мощность составляла 300 кВт. Через три года у старателей появился первый электрический подъемник породы из шахты.
Примерно в это же время на прииске Надеждинском заработал электровоз.
Железнодорожная узкоколейка была возведена на средства «Компании Промышленности» и Прибрежно-Витимской компании.
Строительство дороги было закончено в 1906.
Накануне Октябрьской революции 1917 движение осуществлялось в следующем направлении: Бодайбо – Перевал – Тетеринская – Ежовка – Утесистая – Ильинская – Троновская – Александровская – Надеждинская (Апрельск).
Ведомственная магистраль породила предприятия, некоторые работают и поныне. Так, Центральные ремонтно-механические мастерские, ныне именуемые как общество с ограниченной ответственностью «Ленское ремонтное электромеханическое предприятие» (ООО ЛенРЭП), были созданы в 1893 году как структурное подразделение Бодайбинской железной дороги.
В 1967 году приказом Минцветмета и Лензолота дорогу закрыли, основную часть путей демонтировали. Остались небольшие ветки в районе речного порта.
Экономика
Общие сведения
Бодайбинский район — промышленный: удельный вес промышленности в объёме реализации в целом по району составляет 86 %. однако промышленность Бодайбинского района в представляют золотодобывающие предприятия, работа которых носит сезонный характер.
Пищевая промышленность представлена двумя муниципальными предприятиями: МУП «Мясной двор» и РМУКП «Пищекомбинат».
Электроэнергию поставляет Мамаканская ГЭС.
Общая площадь сельскохозяйственных угодий Бодайбинского района составляет 1196 га, на которых функционируют 5 фермерских хозяйств и 11 подсобных хозяйств промышленных предприятий.
В 2008 количество предприятий малого и среднего бизнеса составило 219, в т.ч. по видам деятельности:
41 — золотодобывающих предприятий,
5 — строительство,
3 — транспорт,
95 — торговля и общественное питание,
56 — бытовое обслуживание,
12 — управляющих компаний (ЖКХ),
1 — товарищество собственников жилья (ТСЖ «Наш дом»);
6 — другие.
Количество предпринимателей без образования юридического лица 740.
Удельный вес выручки малых и средних предприятий в общем объеме реализации составляет 20%, доля занятых на предприятиях малого бизнеса в общей численности занятых в экономике районе составляет 15,9%.
Потребительский рынок
Муниципальное образование г.Бодайбо и района имеет развивающуюся сеть торговых организаций, предприятий общественного питания и бытового обслуживания. В 1 полугодии 2008 года открыто 6 объектов торговли в соответствии с современными требованиями архитектуры и внедрением прогрессивных технологий торгового обслуживания, в том числе вновь выстроенные 1 супермаркет, 1 торговый центр (с салоном парикмахерских услуг), 2 магазина; построен 1 объект общественного питания «Кафе-экспресс».
На территории района всего действуют:
84 — непродовольственных магазина,
75 — универсальных магазинов,
52 — продовольственных магазина,
8 — торговых центров,
38 — павильонов,
6 — палаток и киосков,
4 предприятия оптовой торговли осуществляют куплю-продажу продовольственных товаров.
В сети общественного питания 31 предприятие, в них 1 562 посадочных места, в том числе: 1 — ресторан, 11 — кафе, 1 — бар, 17 — столовые.
Жилищно-коммунальное хозяйство
На территории Бодайбинского района действуют 35 котельных, в том числе 29 — муниципальных, 6-ведомственны, из них: 22 котельных работают на твердом топливе (уголь), 7 котельных — на жидком топливе (нефть, мазут).
Энергетика
Объем производства и распределения электроэнергии в 2008 году составил 397 млн.кВт.час. или на 3,7% этот показатель выше прошлогоднего.Энергоснабжение осуществляется силами ЗАО «Витимэнерго» от двух генерирующих источников Мамаканской ГЭС и Иркутской энергосистемы.
Увеличение объемов золотодобычи и обеспечение электроэнергией инфраструктуры Бодайбинского района невозможно без дополнительных электрических мощностей в связи с ограничением пропускной способности электрических сетей энергоснабжающего предприятия ЗАО «Витимэнерго». Остро встает вопрос о строительстве на территории Бодайбинского района новых генерирующих источников электроэнергии.
Сельское хозяйство
Сельскохозяйственное производство в районе находится в запущенном состоянии и представлено в основном производством и реализацией продукции личных хозяйств жителей района. На конец 2008 года число крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрировано в количестве 6, занимающихся содержанием скота и птицы.
Экономика
Промышленность (2018)
Основной отраслью экономики района является золотодобыча. На золотодобывающих предприятиях трудится 64% от общей численности занятых в экономике Бодайбинского района.
В 2018 вклад района в совокупную золотодобычу Российской Федерации составил порядка 9,3%, из них доля в добыче из россыпных месторождений достигла 18,3%. Объём добычи золота предприятиями Бодайбинского района в 2018 составил около 24,8 тонн, в том числе около 11 тонн россыпного золота.
Добычей россыпного золота занимаются 33 крупных и малых предприятий района. Наибольший объем добычи россыпного золота в 2018 получен АО ЗДК «Лензолото» (с дочерними предприятиями АО «Светлый», АО «Маракан», ЗАО «Ленсиб», АО «Севзото», АО «Дальняя Тайга»).
АО ЗДК «Лензолото» является старейшим золотодобывающим предприятием не только в Иркутской области, но и в России. Активно и в больших масштабах проводится перевооружение предприятий, обновляется горнотранспортное оборудование, реализуются инвестиционные программы, увеличиваются производственные мощности.
Рудную добычу золота на территории Бодайбинского района осуществляют АО «Полюс Вернинское», ПАО «Высочайший», ООО «Друза», ООО «ГРК «Угахан».
В январе 2017 состоялся аукцион на разработку месторождения Сухой Лог. Победителем стало совместное предприятие госкорпорации «Ростех» и крупнейшей золотодобывающей компании «Полюс» — ООО «СЛ Золото».
Запасы месторождения Сухой Лог оцениваются в 1953 тонны золота и 1541 тонну серебра. Забалансовые запасы золота оцениваются приблизительно в 799 тонн. Доля Сухого Лога в общих запасах России составляет 28%.
Сервисные предприятия (2018)
ООО «ЛенРЭМ» работает в сфере металлургического производства, обеспечивая золотодобывающие предприятия готовыми металлическими изделиями из электростали, стали в/маргацовистой, лития чугунного, стального, цветного.
АО «Витимэнерго» обеспечивает электроэнергией предприятия и социальную сферу Бодайбинского района. Электроэнергия для потребителей, находящихся на территории района, поставляется с двух крупных энергоисточников — Мамаканской ГЭС с установленной мощностью 86 МВт, и Иркутской энергосистемы.
МУП «Тепловодоканал» — предприятие, распределяющее тепло, вырабатываемое котельными города Бодайбо, обеспечивающее водоснабжением и осуществляющее очистку стоков в городе.
За счет областного и местного бюджетов построены новые теплоисточники в поселках Кропоткин, Мамакан и Перевоз. В мае 2017 запущена в эксплуатацию дополнительная ступень на станции водоочистки на городском водозаборе.
ОАО «Пищевик» и ООО «Мясной двор» — предприятия по производству продуктов питания, удовлетворяющие спрос населения города Бодайбо и района в продуктах местного производства (хлеб и хлебобулочные изделия, молочнокислая продукция, колбасные изделия, полуфабрикаты мясные и другие).
Выпуск продукции собственного производства ежегодно снижается в связи с завозом аналогичной продукции из других регионов страны, а также снижением численности населения и уменьшением потребности в выпускаемой продукции.
В малом и среднем бизнесе осуществляют деятельность около 1,8 тысяч человек во всех сферах экономики, что составляет 11% от общей численности занятых в экономике района.
Золотой город Бодайбо
В 1864 году поисковый отряд купца Сибирякова под руководством некого Новицкого обнаружил на берегах Витима золотоносную россыпь. Само собой разумеется, здесь возник прииск, который вскоре разросся в целый поселок. В 1903 году Николай II присвоил ему статус города.
Бодайбо по общероссийским меркам – город небольшой. Сегодня в нем проживает всего 13 тысяч человек. Но для сибирской глуши эта цифра не такая уж и маленькая. Основная и, по сути, единственная отрасль местной экономики – золотодобыча. В городе функционируют четыре компании, в частности, ПАО «Высочайший» и ОАО «Лензолото».
Кстати, о названии города. Существуют две гипотезы о его происхождении – научная и народная. В соответствии с версией ученых, топоним «Бодайбо» переводится с эвенкийского языка как «это место». Согласно с народной легендой, название города трансформировалось из фразы «подай, Бог!». Якобы в старину, отмерив себе участок, старатель многократно повторял ее во время своих молитв.
Итак, где находится г. Бодайбо? Об этом мы расскажем вам далее.
Город Бодайбо в Иркутской области
Общая информация о городе Бодайбо
Город Бодайбо находится на северо-востоке Иркутской области, в центральной части Бодайбинского района, центром которого он и является. Город расположен на месте впадения реки Бодайбо в реку Витим, в почти 900 километрах от областного центра. Название города, по одной из версий, происходит от эвенкийской фразы, перевести которую можно как «это место». Бодайбо относится к объектам Иркутской области, куда поездки могут осуществляться в ограниченные сроки. С другими городами и районами области Бодайбо связан федеральной автодорогой, проходящей чрез Таксимо, Северобайкальск и Жигалово, но главной транспортной магистралью до Бодайбо считается река Витим, по которой летом осуществляется доставка товаров. Добраться до Бодайбо можно и воздушным транспортом – в городе действует небольшой аэропорт, регулярные рейсы выполняются только до Иркутска.
История города Бодайбо
Русские первопроходцы пришли на берега Витима в 1639 году. Здесь, на севере современной Иркутской области условия были настолько суровыми, что даже кочевые племена эвенков надолго на территории вблизи Витима не задерживались. Почти два века веерные земли оставались малоизученными, пока в 1846 году здесь не были обнаружены первые золотые россыпи. Для развития в районе добычи золота в 1864 году в устье реки Бодайбо была основана Бодайбинская приисковая резиденция, служившая складом для грузов и перевалочным пунктом для рабочих. Золотодобыча на приисках вблизи Бодайбо оказалась весьма успешна, в 1895 году через резиденцию были проложены рельсы узкоколейно железной дороги от пристани до ближайших приисков, была построена первая в Иркутской губернии гидроэлектростанция. Тем не менее, к 1921 году из-за протестов рабочих добыча золота резко сократилась. Статус города Бодайбинской резиденции был присвоен в 1925 году. Поддерживать небольшой объем добычи удалось только за счет разведывания новых участков и повышения уровня механизации. В 1961 году вблизи Бодайбо была запущена Мамаканская гидроэлектростанция, а к середине 1980 годов механизация добычи золота достигала почти 100%. В начале 1990 годов из города начался мощный отток населения, отчасти продолжающийся до сих пор.
Экономика Бодайбо
Золотодобывающая промышленность стала причиной для создания города и по сей день остается градообразующей отраслью экономики Бодайбо. Отрасль представлена необычайно широко – в городе действует четыре крупных предприятий и несколько небольших строительных артелей, действующих на территории всего района. Кроме золотоносных россыпей в пределах района можно найти запасы кирпичных глин, гравия, извести, песка и других ископаемых, что поспособствовало развитию в городе строительства и производства строй материалов. Раньше на территории города действовал кирпичный завод, но после приостановления его работы и заморозки строительства завода крупнопанельного домостроения, строительная промышленность представлена лишь «Витимжилстроем» и частными предприятиями. Также экономика города поддерживается такими отраслями, как пищевая промышленность, общественное питание и бытовое обслуживание.
Достопримечательности Бодайбо
Имя и история города неразрывно связаны с золотодобывающей промышленностью, но туристов в город привлекают вовсе не золотые россыпи. Город неизменно становится перевалочным пунктом для поклонников аномальных явлений – именно между Бодайбо и поселком Мама находится место падения Витимского болида, «младшего брата» Тунгусского метеорита. Так, среди уфологов, Бодайбо считается одним из шести мест области, отмеченных появлением НЛО. Теории, окружающие падение болида, разнообразны, но многие сходятся во мнении, что над городом проходит «трасса для НЛО», заканчивающаяся над Байкалом. Любителям более традиционных достопримечательностей по вкусу придется городской музей имени В. Ф. Верещагина, постоянная экспозиция которого посвящена истории города и района, развитию промышленности и выдающимся уроженцам Бодайбо.
Loading…
Метки: Города и населенные пункты Иркутской области
Уроженцы
- Алтаузен Джек (Яков Моисеевич) — один из наиболее известных комсомольских поэтов 1920–1930-х.
- Дулов Всеволод Иванович — историк Сибири, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории СССР Иркутского педагогического института, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Знак Почета.
- Зонов Борис Васильевич — географ, гидролог и гидрогеолог, профессор, декан географического факультета, проректор по научной работе Иркутского госуниверситета, исследователь Восточной Сибири и северо-восточной Азии.
- Мунгалов Николай Николаевич — геолог, краевед, исследователь истории г. Бодайбо и Ленских золотых приисков.
- Пепеляев Евгений Георгиевич (1918–2013) — лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, Герой Советского Союза, наиболее результативный ас войны в Корее.
- Якут Всеволод Семенович (1912–1991) — актёр театра и кино, народный артист СССР.
Образование
Система образования Бодайбинского района включает:
13 школ,
13 детских дошкольных учреждений,
3 внешкольных учреждения,
оздоровительный лагерь «Звездочка» — был.
специальная вспомогательная школа-интернат для детей с нарушением интеллекта,
центр образования взрослых
Дом творчества,
детский оздоровительно-образовательный центр (бассейн, лыжная база, тир, стадион, спортзал, детско-юношеская школа) в пос. Балахнинский.
межшкольный учебно-курсовой комбинат,
Бодайбинский горный техникум, на базе которого в Бодайбо работает представительство Иркутского государственного технического университета.
Золото утомило людей
Если и есть какое-то профессиональное заболевание у старателей, если и существует некий бодайбинский синдром, он хорошо врачам известен и в специальной литературе подробно описан. Это синдром хронической усталости — говорят, очень сейчас модное заболевание у трудоголиков.Но если у клерков и топ-менеджеров оно проявляется в истериках, стрессах и депрессиях, а самое страшное, что может случиться, это развод, то для золотодобытчиков это часто заболевание с летальным исходом.Работа старателей — это вахтовый метод, доведенный до абсурда, 12х12. То есть двенадцать часов работаешь, столько же отсыпаешься — и так без выходных и праздников весь сезон, с конца марта по конец октября. В воде, сырости, грязи, при сквозняках, с минимальной техникой безопасности шесть тысяч старателей вкалывают по двенадцать часов в сутки.
Главный врач ЦРБ Бодайбо Игорь Никулин рассказал, что в августе-сентябре у старателей лавинообразно начинается обострение всех существующих хронических заболеваний, становится критическим количество инфарктов, инсультов, резко увеличивается травматизм: старатели норовят упасть с чего повыше, их придавливает грузами потяжелее, случаются самые тяжелые аварии. И как логический финал — высокий процент индустриальной смертности. В Бодайбо нам рассказывали, как люди умирают за рычагами экскаватора.
— Часто проблемы со здоровьем вызваны обычным географическим фактором. То есть люди приезжают с равнинной местности к нам на среднегорье. К нам едут с Украины, Среднего Поволжья, ближнего зарубежья. После 25 лет людям климат менять категорически не рекомендуется, организм уже не способен адаптироваться. Резкий перепад давления — в результате инсульты, инфаркты, — рассказал Игорь Вячеславович.
Каждый год весной из-под снега вытаивает по несколько «подснежников» — в Бодайбо это не просто зимние криминальные трупы, а старатели, убитые после сезона, получившие на руки расчет. Есть под Бодайбо на одной из дорог Пыхти-гора. Через нее проходит дорога с приисков. С одной стороны она будто ножом обрезана, а под обрывом плещется Витим. Старателей на дороге убивают стабильно, по 3—4 человека в год. А узнают об этом после попыток бандитов… спрятать трупы. Место вроде удобное — скинул с обрыва в Витим, ищи-свищи его. Но мало кто знает, что у подножия Пыхти-горы, со стороны Витима, есть полочка, на которую падают тела, не долетая до воды.
Другая сторона этой медали — бомжи. В Бодайбо все бомжи не абы кто, а несостоявшиеся старатели. Типичная история: прилетел мужик за длинным золотым рублем, нанялся на прииск, в предвкушении неба в алмазах и полных карманов самородков ушел в запой, а с приисков таких выгоняют моментально. Денег на обратную дорогу нет, все пропито — добро пожаловать в братство бодайбинских бомжей! Летом они живут коммунами в заброшенных домах Бодайбо, а зимой в больницу приходят подлечиться, подкормиться.
Как это ни странно, не обделен Бодайбо и некоторыми излишествами, присущими мегаполисам, — наркоманами и ВИЧ-инфицированными. Правда, эти две группы здесь взаимно переплетены: подавляющее число ВИЧ-инфицированных — это местные наркоманы. Сейчас в Бодайбо 49 выявленных ВИЧ-инфицированных и 37 наркоманов, состоящих на учете (было 69, но некоторые умерли, некоторые уехали).Перевозить наркоту самолетом из Иркутска невыгодно и просто опасно, поэтому она идет из Бурятии — на пароме с Таксимо. Когда с поставками героина происходит задержка (такое случается два-три раза в год), местные наркоманы беспорядочными рядами идут сдаваться в больницу — кумарить, переживать ломку, чистить кровь и ждать очередного парома с Таксимо. Как-то раз, пару лет назад, очень уж долго не было героина. Местные бандиты заявили — это, мол, мы, объявили акцию «Братва против наркоты». А потом оказалось, что обычный срыв поставок.
История
История района связана с золотопромышленностью. Весной 1863 из Дальней Тайги вышел небольшой отряд под предводительством казака Ивана Новицкого. Обнаружив реку Витим, Новицкий зарегистрировал заявку на территорию нынешнего города. Заявка была зарегистрирована на имя купца первой гильдии Михаила Сибирякова. 27 июня (10 июля) 1863 был заявлен Стефано-Афанасьевский отвод. Эту дату принято считать датой открытия и освоения города Бодайбо, а купца Сибирякова — его основателем.
В 1861 на реке Лене на территории нынешнего района впервые был спущен на воду пароход. 30 марта 1864 иркутские купцы Сибиряков, Базанов и Немчинов составили первую пароходную компанию, которая называлась «Лено-Витимское пароходство Сибирякова, Базанова и Немчинова».
В 1895 на территории района началось строительство железной дороги. Она просуществовала до 1967, после чего была заменена автомобильным транспортом. Ширина колеи составляла 914 мм, общая протяжённость дороги — 83 км. Осуществлялась перевозка грузов и пассажиров.
В 1902 на Надеждинском прииске была построена первая на реке Бодайбо гидроэлектростанция.
10 (23) июня 1903 указом императора Николая II Бодайбинской резиденции был присвоен статус города. В нём были организованы органы местного самоуправления — дума и управа. Во главе правления стоял староста, который избирался на четыре года и утверждался приказом иркутского губернатора.
17 (4) апреля 1912 на приисках Ленского золотопромышленного товарищества на притоке Лены реках Витим и Олёкме произошёл массовый расстрел рабочих, известный как Ленский расстрел.
29 ноября 1917, после Октябрьской революции партии эсеров и меньшевиков собрали объединённое заседание Советов Бодайбо и приискового района и приняли резолюцию о неподчинении ленинскому Совнаркому, однако уже в январе 1918 на приисках была установлена власть Советов, образован Центральный исполнительный комитет — высший орган золотопромышленного края. У власти в Бодайбо стояли большевики К.А. Мальцев, П.Я. Поручиков, Я.С. Щербинин. 15 августа 1918 военные подразделения Комитета членов Учредительного собрания (Комуча) захватили Бодайбо, подавив сопротивление партизанских групп А.С. Рыдзинского, А.Б. Стояновича, Т.А. Алымова и других. В январе 1919 в Бодайбо произошло неудачное восстание под руководством Н. Березнера. В декабре 1919 части Восточного фронта Русской армии оставили город в ходе отступления, известного как Великий Сибирский Ледяной поход. На оставленные правительственными войсками территории вернулись большевики, возникли революционные комитеты или Советы.
В 1921 прииски были национализированы и создано Государственное золотопромышленное объединение «Лензолото». Однако уже с 1 октября 1925 все прииски Ленского товарищества были переданы английской компании «Лена-Гольдфильдс Лимитед» в концессию на 30 лет.
Бодайбинский район образован декретом Всероссийского Центрального исполнительного комитета № 40 от 28 июня 1926 «О разделении территорий Иркутской губернии на округа и районы».
31 мая 1930 на приисках была объявлена забастовка рабочих с требованием ликвидации хищнической концессии, которая продолжалась до 14 августа. Предприятие перешло в ведение Госбанка СССР.
В 1936 в посёлке Мамакан пущена ТЭС, а к Бодайбо подведена ЛЭП-35.
В 1950-е в рамках постановления Совета Министров СССР от 17 января 1955 «О наборе в Китайской Народной Республике рабочих для участия в коммунистическом строительстве и трудового обучения в СССР» на предприятиях и стройках района работали китайские рабочие.
В 1961 пущена турбина Мамаканской гидростанции (полностью ГЭС сдана в 1962).
В 1967 в Бодайбо прибыл первый турбовинтовой самолёт АН-12.
В 1985 построено новое здание аэровокзала.
В 1992 объединение «Лензолото» преобразовано в ЗАО «Лензолото».
Археология
На реке Витим недалеко от посёлка Мамакан, в 17 км от Бодайбо находится группа археологических стоянок каменного века «Коврижка». На стоянке «Коврижка-4» была найдена фигурка палеолитической Венеры. Возраст жилища на стоянке Коврижка IV составляет около 15,6 тыс. лет, а возраст 2Б культурного горизонта — около 15,3 тыс. лет. Стояночный комплекс из шестого культурного горизонта датируется возрастом 18 тысяч лет назад.
Развлечения в Бодайбо
Как таковых развлечений: боулинга, караоке или кино нет. Хотя в здании бывшего кинотеатра иногда проводят дискотеки. Зимой на стадионе заливают каток. Также работает бассейн, попасть в который могут только «свои». В городе иногда проводят праздники, хотя зимой (из-за низких температур) в этом плане полное затишье. Но тем, кто ищет, что посмотреть в Бодайбо за 1 день, все-таки можно посоветовать небольшой маршрут.
Точка встречи в Бодайбо.
Начать можно у символа города — памятника золотодобытчикам. Сам монумент расположен в очень чистом сквере. Здесь красиво в любое время года. Рядом расположены офисы двух крупных золотодобывающих компаний, которые неплохо обустроили прилегающую улочку.
Зимой в городе устанавливают ледяные фигуры.
Зимой можно увидеть ледяные фигуры с подсветкой, наряженные елки. Летом устанавливают мини-фонтаны, скульптуры, фигурные клумбы. В общем-то все самое интересное находится на площади 100 квадратных метров, поэтому даже зимой замерзнуть не успеете. Неплохая территория у местной церквушки, зимой там тоже устанавливают ледяные фигуры.
Около церкви есть небольшая ухоженная зеленая зона.
Тем, кто любит спорт и приехал в Бодайбо в теплое время года, стоит сходить в центральный парк. Он действительно очень ухоженный. Здесь есть целых 2 площадки с тренажерами. Удивительно, но нет сломанных лавочек, разбитых фонарей. Даже ночью там очень уютно и безопасно. Люди приходят в парк побегать, заняться спортом. Там же часто проводят небольшие концерты и ярмарки. Зимой устанавливают огромную ледовую горку, скатиться с которой страшно даже взрослым.
В парке можно устроить пробежку или воспользоваться бесплатными тренажерами.
Увы, в пределах города больше заняться нечем. Но не стоит отчаиваться. Если вы любите активный отдых, не боитесь взвалить рюкзак на плечи, то в теплое время года найдете чем заняться за пределами города.
Транспорт и связь
Основным видом транспорта в Бодайбинском районе на сегодня остается автомобильный. Перевозкой пассажиров по установленным маршрутам в городском и пригородном сообщении осуществляется автотранспортным предприятием ООО «Автотранспортное предприятие» и частными перевозками. Грузовые перевозки, сбор и вывоз ТБО, услуги по содержанию дорог общего пользования осуществляет ООО «Спецавтотранс». Промышленные предприятия грузоперевозки осуществляют самостоятельно.
Связь с областным центром осуществляется воздушным транспортом (ежедневно, кроме субботы, самолетом Ан-26, протяженность авиалинии 950 км, время в пути 2 час 20 мин.), с остальными регионами страны — по автомобильной дороге Бодайбо – Таксимо, протяженностью 220 км. (станция Таксимо Северобайкальского отделения Восточно-Сибирской железной дороги участка БАМа — пассажирские поезда из Москвы, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Кисловодска, Тынды, Адлера).
По территории Бодайбинского района проходит 579,5 км дорог общего пользования и 184,3 муниципальных (внутрипоселенческих) дорог.
Транспортная доступность
В дореволюционный период к приискам витимской системы можно было попасть из Иркутска — сначала до поселка Жигалово по гужевой дороге (400 км), затем пароходом вниз по Лене и далее вверх по Витиму (350 км). Был еще один путь — по Ангаре через несколько порогов, затем через водораздел между Ангарой и Леной по грунтовой дороге (длиной 260 км) и вновь на пароходе до Бодайбо. Только исключительные богатства россыпей давали возможность золотопромышленному району успешно развиваться в этом глухом и отдаленном уголке Восточной Сибири.
Водный транспорт. В настоящее время реки Лена и Витим продолжают оставаться основными транспортными магистралями для доставки в Бодайбо и золотопромышленный район крупных грузов и горюче-смазочных материалов. Реки судоходны с конца мая до конца октября (пять месяцев в году). В Бодайбо находится несколько пристаней, наиболее крупная — в центральной части города.
Авиатранспорт. Первые воздушные линии между Иркутском и Бодайбо были организованы в конце 1930-х гг. Грузовые транспортные самолеты стали совершать полеты с 1967г.
В настоящее время аэропорт Бодайбо относится к категории внутренних и находится в пределах городской черты, в 3 км к востоку от центра города. Он имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу протяженностью 1 600 м и шириной 42 м. Может принимать легкие (Ан-2) и средние (Ан-24 и -26, Як-40) самолеты, а также вертолеты всех типов.
В советское время с бодайбинского аэропорта осуществлялось много авиарейсов в различные города и поселки Иркутской области и Якутии, а также внутрирайонные авиаперевозки. Ныне регулярные авиарейсы выполняются только до Иркутска
Но несмотря на сокращение числа авиаперевозок, аэропорт продолжает сохранять свое значение важного северного авиаузла
Автотранспорт. Бодайбо соединено автодорогой с железнодорожной станцией Таксимо (224 км), расположенной на БАМе, а также внутрирайонной автодорогой Бодайбо—Перевоз с приисковыми поселками
Автотранспорт имеет важное значение в доставке грузов и пассажиров на прииски и золотодобывающие предприятия
Мост через Витим начали строить в конце 1980-х гг., но так и не достроили
В зимний период (с ноября по апрель) действуют так называемые зимники, по которым также осуществляется грузовое и пассажирское сообщение между районными центрами Бодайбо и Мама.
Еще в советский период в Бодайбо начали строить мост. Строительство было прервано с началом кризисных 1990-х годов. Сейчас в летнее время в городе действует паромная переправа, соединяющая город с автодорогой Таксимо-Бодайбо.
В целом же город Бодайбо, как и весь Бодайбинский район, относится к территориям Иркутской области, куда массовый завоз грузов осуществляется в ограниченные сроки, главным образом водным транспортом в летний период или автотранспортом по зимникам.
Расстояние от Бодайбо до некоторых городов Иркутской области, а также до Красноярска и Улан-Удэ показано в табл. 22.
Таблица 22. Расстояние от Бодайбо до некоторых городов, км
Город | Расстояние по автодороге |
---|---|
Бодайбо | — |
Северобайкальск | 634 |
Усть-Кут | 970 |
Киренск | 1040 |
Братск | 1339 |
Иркутск | 1444 |
Шелехов | 1462 |
Ангарск | 1488 |
Усолье-Сибирское | 1519 |
Слюдянка | 1556 |
Тулун | 1564 |
Черемхово | 1592 |
Байкальск | 1595 |
Усть-Илимск | 1599 |
Нижнеудинск | 1687 |
Тайшет | 1844 |
Улан-Удэ | 1894 |
Красноярск | 2213 |