Ретроспектива. как выглядели барановичи 100 лет назад и сейчас

Городской инфраструктуре – удовлетворительно

Редакция Intex-press предложила нашим читателям так, как в школе, по пятибалльной шкале оценить качество и количество учреждений образования, культуры, торговли, банков, общепита, парков и скверов, приспособлений для передвижения людей с ограниченными возможностями, парковок, автомобильных дорог, мусорных контейнеров и других составляющих инфраструктуры города (при подведении итогов мы считали баллы 1–2 – это «плохо», 3 – это «удовлетворительно», а 4–5 – это «хорошо»).

Оказалось, что если количество этих элементов инфраструктуры большинство горожан устраивает, то вот их качество нужно улучшать.

При 56,6% респондентов, оценивших количество учреждений образования в Барановичах на «хорошо», их качество таковым считают лишь 33,3%. А самой преобладающей оценкой качества стала «удовлетворительно» с 42,5% голосов, показавшая, что есть над чем потрудиться местной системе образования. А с учреждениями культуры – музеями, концертными залами, библиотеками, а также спорта – стадионами и площадками для занятий спортом — ситуация, по мнению читателей, хуже. Во-первых, лишь 31,6% ответивших устраивает их количество, при 43,3% недовольных. А во-вторых, хорошее качество имеющихся учреждений отметили лишь 25% респондентов, при 44,1% заявивших об их плохом состоянии.

Количество и качество ресторанов, кафе, пунктов общественного питания, ночных клубов, боулинга и прочих мест отдыха для молодежи более чем устраивает 75% респондентов, однако 26,7% из них оценили количество этих заведений просто как «удовлетворительное», а качество их на эту же оценку оценили и вовсе 35% респондентов. Это говорит о том, что наших респондентов по большей мере устраивает то, что вроде бы и есть куда сходить, но состояние этих заведений не всегда соответствует запросам жителей города.

Скриншот экрана

В чем почти единодушны оказались наши читатели, так это в том, что магазинов, рынков, торгово-развлекательных центров, банков, а также финансово-кредитных учреждений в Барановичах более чем достаточно. Более 60% опрошенных это подтвердили, сказав «хорошо». Да и качество этих объектов довольно приличное – 42% респондентов оценили его выше удовлетворительного.

А вот за количество и качество удобного пространства для людей с ограниченными возможностями, парков и скверов, мест для отдыха на открытом воздухе, детских площадок, количество парковок, состояние тротуаров, пешеходных зон, качество автомобильных дорог большинство — 65% опрошенных — поставили городу «неуд». Также респонденты отметили, что в нашем городе не хватает урн и контейнеров для мусора на улицах и общественных туалетов, а качество уже имеющихся ниже среднего.

Кроме того, респонденты в ответ на предложение высказаться о недостатке или качестве работы каких-либо учреждений или объектов городской среды, не учтенных в вышеприведенном списке, отметили, что их не устраивает качество и количество АЗС, некачественная работа ЖКХ и дорожников, нехватка квалифицированных медработников и отсутствие в городе необходимого медицинского оборудования.

Начало

Первые дома в Военном городке стали появляться в конце XIX века. Их строили для солдат российской железнодорожной бригады. Помимо бараков в Военном городке построили паровозное депо, казармы, склады, мастерские.

1909 год. Военно-голубиная станция. Фото: 1871.by

Войны

Во время Первой мировой войны в нашем городе разместилась Ставка Верховного Главнокомандующего армией Российской империи. Барановичи стали точкой расположения Ставки не случайно: местечко было крупным железнодорожным узлом, размещение Ставки здесь позволяло быть в центре событий и руководить действиями армий.  

1914 год. Последний император России Николай II у калитки парка в Ставке Верховного Главнокомандующего в Барановичах. Фото: 1871.by

Ставка Верховного Главнокомандующего российской армией располагалась на отдельной территории, где проходили железнодорожные пути, было проведено электричество, водопровод, работал телеграф. Несколько раз Ставку навещал император Николай II.  

1914 год. Поезд Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича в Ставке. Фото: 1871.by

1914 год. Поезд Верховного Главнокомандующего великого князя Николая Николаевича в Ставке. Фото: 1871.by

1914 год. Николай II у императорского поезда. Фото: 1871.by

1915 год. Вагон-гараж походного поезда Николая II. Фото: 1871.by

1916 год. Беженцы на плацу. Фото: 1871.by

Еще до окончания Первой мировой войны в Западную Беларусь из России, охваченной к тому моменту революцией, начали возвращаться беженцы, покинувшие территорию Беларуси во время войны.  В начале 1920-х годов репатриация приобрела массовый характер. На территории Военного городка в бывших железнодорожных казармах размещался пункт для временного содержания репатриантов. 

1916 год. Прибытие военнопленных в лагерь. Фото: 1871.by

Свой след в Военном городке оставила еще одна личность с мировой славой. Речь о знаменитом генерале Владиславе Андерсе, который с 1937-го по 1939 год служил в Барановичах. В это время в Барановичах размещался штаб Новогрудской кавалерийской бригады. В 1937 году Владислава Андерса назначили командующим кавалерийской бригадой.

Кирпичное одноэтажное здание, где располагался штаб бригады и жил генерал, сохранилось до сих пор на улице Уборевича напротив Полесского вокзала.

Здание Новогрудской бригады Кавалерии, 1930 год. Фото: сайт 1871.by

Во время Второй мировой войны Владислав Андерс принимал участие в боях с немецкими войсками, а в сентябре 1939 года был тяжело ранен и попал в плен к советским войскам: сначала находился в военном госпитале во Львове, затем – в тюрьме на Лубянке.

После того, как Германия напала на СССР, Андерса выпустили из тюрьмы и назначили командующим польскими вооруженными силами. В это время он получил звание генерала. В 1944 году армия генерала Андерса была переброшена в Италию.

1930 год. Сержант 78 полка пехоты на современной улице Заслонова. Фото: коллекция Руслана РЕВЯКО

Здесь состоялось самое знаменитое сражение, в котором принимала участие армия генерала Андерса – битва за монастырь Монте-Кассино.

Во время Великой Отечественной войны в бараках был военный лагерь. Здесь размещались немецкие солдаты и офицеры.

1916 год. Женское отделение лагеря военнопленных. Фото: 1871.by

Чурилина

На улице Чурилина, где в будущем появится целый квартал многоэтажек, сейчас строят два 9-этажных дома. Квартиры в них будут предоставлены в основном очередникам: только на одну квартиру могут претендовать те, кто не состоит на учете.

Отопление и подогрев воды в многоэтажках предусмотрено от газовых котлов, которые будут расположены в каждой квартире.

В одном из домов для очередников квадратный метр стоит 1096,22 рубля; для тех, кто не нуждается в улучшении жилищных условий, – 1259,58 рубля.

Строящийся дом на улице Чурилина. Фото: Андрей БОЛКО

Во втором доме, квартиры в котором только для нуждающихся, стоимость «квадрата» составляет 1066,09 рубля.

Фото: Андрей БОЛКО

Получается, что за «двушку» 60 квадратных метров очередникам придется заплатить 64-65,8 тысячи рублей (около $26-27 тысяч).

Жители Западного о своем микрорайоне:

Наталья Ли:

– На почте не хватает работников. Когда приходит время платить за «коммуналку», часами приходится стоять в очереди.

Александра Карачун:

– Хотелось бы, чтобы в районе «депо» открыли магазин, далековато постоянно в «Белмаркет» ходить.

Алеся Кутина:

– Все в шаговой доступности: магазины, школа, детский сад. Хотелось бы нормальное кафе, чтобы было куда с детьми сходить. И нормальных детских площадок в районе не хватает катастрофически.

Анна Защук:

– Кроме отсутствия детских площадок меня все устраивает! Самый лучший район в Барановичах.

Андрей Жилинхол:

– Плюсы района в том, что автобусные остановки расположены близко, недалеко река, школа, два детских сада, три крупных магазина, какое-никакое кафе, две парикмахерские, почта. А минусы – это лужа возле Тексер-9 (будь она проклята), вонища от очистных (пусть отправляются вслед за лужей).

Гарри Crew:

– Верните старый добрый ночник! И жить станет опять прекрасно!

Алена Серикова:

– Из Тексера очень далеко добираться до автобусных остановок!

Первая 16-этажка

На улице Свердлова, 43 завершили строительство первого в городе 16-этажного дома. Согласно проектной декларации, квартиры в нем предназначались для очередников, имеющих право на господдержку.

Для многодетных семей «квадрат» стоил 1177,55 рубля, для других граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в пределах нормативной площади, – 1200,87 рубля.

То есть, «двушка» площадью 60 квадратных метров для многодетных семей стоила 70,7 тысячи рублей (около $29 тысяч), для остальных очередников – около 72 тысяч рублей (около $30 тысяч).

16-этажка на улице Свердлова. Фото: Елена ЗЕЛЕНКО

«Пусть и подальше от дома, но с большей зарплатой»

Алексей Дедович, ездит на работу в Ляховичи:

– Живу я в Барановичах, а работаю инженером ПТО в Ляховичах. Уже полгода езжу туда.

В Барановичах до этого я работал на двух работах. Сначала четыре года трудился в автобусном парке, а потом год в ЖКХ. Работу решил сменить, потому что женился, родился ребенок, и мне хотелось больше зарабатывать. Вот и нашел работу пусть и подальше от дома, но с существенно большей зарплатой.

Каждый день, кроме выходных, я езжу в Ляховичи на машине. Дорога туда занимает около получаса, а вот обратно – почти час, так как обычно много «пробок», час пик.

Было время, когда в Ляховичи я добирался на автобусе, тогда на дорогу уходило 1,5 часа. Это с учетом поездки еще и на городском автобусе. Не сказать, что было тяжелее, просто не так комфортно, как на своем автомобиле.

Что касается денежных затрат, то они не такие большие: на заправку машины в месяц уходит около 100 рублей.

К поездкам на работу в соседний город привык быстро. Трудностей особых я не вижу: недалеко, к 18 часам я уже дома. Поэтому искать работу ближе к дому в ближайшее время не планирую.

Основание

Известно о населенном пункте еще со второй половины 17 века, когда здесь располагалась иезуитская миссия. Потом Барановичи принадлежали различным представителям литовской, польской и русской аристократии. Первое документированное упоминание деревни датируется 1627 годом в завещании А. Е. Синявской.

Но настоящий импульс к развитию поселение получило с началом строительства железной дороги. В 1871 году на участке Смоленск-Брест была построена железнодорожная станция 3-го класса Барановичи. В телеграмме от 28 ноября этого же года начальнику Московско-Брестской железной дороги Викбергу пишется, что обработан первый товарно-пассажирский поезд. В 1884 году в 2.5 километрах восточнее была открыта еще одна станция Барановичи только уже Вильно-Ровенской железной дороги. Вместе с новой дорогой была построена ветка, соединяющая две одноименные станции.

История

Основание города связано с вводом в эксплуатацию железнодорожной линии Москва — Брест в г.Ноябрь 1871 г., Когда новая станция Baranavitchy, которая получает название села слушания по Navahroudak , открыта . ИзДекабрь 1884 г.введен в эксплуатацию участок Вильно — Лунинец — Пинск .

Затем возникла новая агломерация в районе деревень Светиловичи, Гирово и Колпеница. В году с вводом в строй линии на Белосток открылась новая станция в Барановичах-Полесских. В году села были объединены в одно: Барановичи. Статус города получил в 1919 году . Город был присоединен к Польше с по 1939 год .

После подписания нацистско-советского пакта город Барановичи был захвачен Красной Армией, а затем аннексирован Советским Союзом и присоединен к Белорусской Советской Социалистической Республике , став центром района . Во время операции «Барбаросса» эта местность была взята вермахтом на25 июня 1941 г.. Население тогда включало около девяти тысяч евреев , к которым присоединились еще около трех тысяч беженцев из различных других регионов Польши, оккупированных Германией. В августе того же года здесь было создано гетто , в котором более двенадцати тысяч человек собрались вместе в ужасных условиях. Между 4 марта и14 декабря 1942 г., все еврейское население Барановичского гетто было депортировано в несколько немецких концлагерей и почти полностью уничтожено в газовых камерах  : только двести пятьдесят евреев пережили войну. Красная Армия входит в город сноваИюль 1944 г..

В году Барановичи были присоединены к Брестской области . Он стал центром Новомичского района, затем, с 1957 года , центром Барановичского района.

Там находится авиабаза .

Полесский вокзал (начало ХХ века)

Это красивое кирпичное здание Полесского вокзала было построено в 1899 году на месте деревянного, которое просуществовало всего 15 лет. Здание было сожжено в 1915 году при отступлении русской армии, однако его стены остались целыми. После окончания вооруженных конфликтов в 1921 году вокзал был восстановлен, однако его снова пытались уничтожить во время боев за город в 1944 году.

В 1948-м привычное нам двухэтажное здание Полесского вокзала было снова сдано в эксплуатацию. Некоторые историки утверждают, что оно было отстроено с нуля. Но если присмотреться к окнам и дверям, то можно увидеть, что они совпадают с теми, что были на довоенном вокзале. Скорее всего, в 1948 году был достроен только второй этаж, а стены отштукатурены.

Это более поздний снимок Полесского вокзала. Забор у здания заменен на металлический, а на крыше установлено ограждение.

Этот снимок показывает, каким видели гости города Полесский вокзал по прибытии на станцию.

Старинные фото: из коллекции Руслана РЕВЯКО. Современные фото: Петр КАРАСЮК и Руслан РЕВЯКО

Ссылки [ править ]

  1. ^ Лек Уайсзкцелски, Wojna Польско-rosyjska 1919-1920 , Беллона, Варшава, 2010, стр. 70 (на польском языке)
  2. ^ Павел Влезень. «Барановичи — Новогрудек, Квенцень 1919» . Historia Wojskowa (на польском языке) . Проверено 22 октября 2019 года .
  3. ^ Sławek Zagórski. «Артур Буоль — вингерский богатер Войска Польского» . Menway w Interia.pl (на польском языке) . Проверено 22 октября 2019 года .
  4. ^ «Kim był ojciec Jarosława i Lecha Kaczyńskich?» . Fakt24.pl (на польском языке) . Проверено 22 октября 2019 года .
  5. Барановичи. Холокост
  6. ^ Советский Генеральный штаб, Операция Багратион , изд. & пер. RW Harrision, Helion & Co., Ltd., Солихалл, Великобритания, 2016, Kindle ed., Vol. 2, гл. 10
  7. ^ «Погода и климат — климат Барановичей» . Погода и климат . Дата обращения 14 мая 2015 .
  8. ^ «Города-побратимы» . baranovichy.by . Барановичи . Проверено 12 января 2020 .
  9. ^ «Литва (фракция M2TW-K-TC)» . wiki.totalwar.com . Проверено 27 ноября 2019 года .

Как начинался район

Застройка микрорайона началась одновременно со строительством флагмана советской легкой промышленности – текстильным комбинатом, который начали возводить в 1960 году.

1966 год. Строительство микрорайона текстильщиков. Вдали видна ул. Кирова. Фото: 1871.by

Дома в районе возводили для работников предприятия.

Как и во всех остальных районах, строили здесь в основном пятиэтажки по типовым проектам. Чуть позже стали появляться панельные «хрущевки», спустя еще немного времени – девятиэтажки.

Деньги выделяли не только на строительство квартир для работников комбината. На улице Космонавтов появились четыре общежития для работников комбината, а также три общежития семейного типа на улице Кирова.

Объединение

Территория вокруг двух станций стала застраиваться, появилось локомотивное депо, дома и административные здания, все постройки тех времен были деревянными. Первый поселок возник на землях, принадлежавших графине Розвадовской. В 1884 году поселение стало официально называться Розвадово. В нем было 120 домов, численность населения Барановичей ( в этой части города) составляла 1 500 человек.

В этом же году рядом с другой станцией на крестьянских землях деревень Светиловичи, Гирово, Узноги образовался поселок Новые Барановичи, который стал расти быстрее, чем Розвадово, поскольку условия аренды были более мягкими. В конце 19 века населенные пункты слились, образовав поселок Барановичи-Розвадово (позже переименованный в Барановичи) Новогрудского уезда Минской губернии. Построенный на на перекрестке железнодорожных путей, связавших юг страны с балтийскими портами, а западные губернии с центральными и сибирскими территориями, Барановичи стал важным логистическим узлом на западной границе России. К 1897 году численность населения в Барановичах составляла 8 718 человек, половина из которых были евреями. Всего было построено 834 здания, работали 4 промышленных предприятия, 151 торговое заведение, две двухклассные школы

Достопримечательности

Барановичский краеведческий музей

История краеведческого музея начинается с того времени, когда Региональный Комитет проводил выставку, рассказывающую об истории региона. Эти экспонаты и стали основой публичного музея и картинной галереи.В 1939 году Беларусь присоединилась к Белорусской ССР, краеведческий музей преобразовали в изобразительный. Во время Второй мировой войны всё разрушили, уникальные экспонаты вывезли в Германию. В послевоенные годы с нуля создаётся музей, новая экспозиция. Сегодня в фондах хранится более 42 тыс. экспонатов, проводятся тематические выставки, интерактивные коммерческие мероприятия. Барановичский краеведческий музей посещает до 53 тыс. человек в год.

Музей железнодорожной техники

Музей железнодорожной техники основан в 1984 году. В экспозиции представлены исторические документы с фотографиями, рабочая форма, инструменты ремонтников путей.В 1999 году со всей Белоруссии свезли на станцию старые паровозы, дрезины, вагоны. Техника реставрирована, покрашена и теперь представляется как экспонаты музея на открытой территории. Здесь интересно детям. Забраться в кабину паровоза, подёргать рукоятки, побегать по вагонам, посидеть на дрезине прошлого века. Никто ничего не скажет, это разрешено.

Обязательно приобретите карту и путеводитель по Барановичам и его окрестностям. Там вы найдёте подробное описание достопримечательностей с фотографиями, местом расположения. Вам останется только выбрать, где побывать.

Новогодний тариф: 100 долларов не предел

Начинаю снова шерстить объявления. Многие из квартир уже забронированы.

Нахожу на Ленина «двушку». Набираю номер, уточняю цену, так как в объявлении ничего об том не сказано.

– 100 долларов за новогоднюю ночь, – объявляет хозяйка.

Ничего себе! Вот это цена – почти как за месяц аренды.

– Но у вас компания большая, вы, наверное, шуметь будете, а у нас там соседка не даст нормально отдохнуть, – продолжает владелица квартиры и выносит вердикт: – Так что, думаю, эта квартира вам не подойдет.

Ладно, звоню по другому объявлению: 2-хкомнатная квартира на улице Брестской, есть телевизор, стиральная машина, большой диван.

– Новогодняя ночь – 150 долларов, – сразу объявляет квартиросдатчица. – Следующие сутки по обычной цене.

Как выяснилось, обычная цена составляет 61 рубль за сутки.

Но и эта квартира, не смотря на такую цену, нам не «светит». И дело не в ее стоимости, а в том, что горожанка не сдает ее компаниям.

На мой вопрос, кому же ее сдают, уклончиво ответили: мол, находятся люди.

Еще одна «двушка» в Южном микрорайоне оказалась свободной, и владельцы ничего не имеют против компаний. Тариф – те же 150 долларов с 31 декабря на 1 января, а вот следующие сутки – 20 рублей. С человека!

В общем, арендовать жилье на Новый год в Барановичах не так и просто: квартиру либо уже сняли, либо компаниям не сдают, либо цены такие, что в голове не укладывается.

Огромный минус БПХО

С убытками в 2020 году сработали пять барановичских акционерных обществ: ОАО «Барановичиспецстрой», ОАО «БПХО», ОАО «Кристалл-маг», ОАО «Барановичская обувная фабрика» и ОАО «Барановичская СПМК-2». Причем два последних в 2019 году еще были прибыльными.

Самый большой чистый убыток – почти 17,6 млн рублей – образовался в ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение». Это при том, что по итогам 2019 года объединение впервые за долгие годы сработало с прибылью, а государство регулярно помогает ему финансово. В чем причина убыточной работы предприятия, неизвестно: ответ на свой письменный запрос по этому поводу Intex-press пока не получила.

В то время, как одни барановичские предприятия 2020 год вверг в убытки, другие, наоборот, сумели из них выбраться. ОАО «Барановичская швейная фабрика», которая 2019 год закончила с чистым убытком в 238 тысяч рублей, в 2020-м получила 13 тысяч рублей чистой прибыли. А ОАО «Бархим», сработавший в 2019-м с минусом в 713 тысяч, в 2020-м вышел в ноль.

Численность

Численность жителей Республики Беларусь на 2020 год составила 9 451 688 человек. В сравнении, это немного меньше людей, чем проживает в столице России – Москве. При этом за год прирост был отрицательным, то есть количество людей в стране уменьшилось.

По прогнозам на 2021 год численность населения республики Беларусь составит 9 452 369 человек, то есть увеличится на 756 человек, что весьма существенно для небольшой страны. Также это будет весьма важным, в связи с постоянным уменьшением численности жителей Белоруссии в течение многих лет.

За 2020 год здесь родилось 110 670 человек, а умерло 133 919 человек. Въездных мигрантов было 24 005 человек. При этом естественный прирост был отрицательным и составил минус 23 251 человек.

В 2021 году планируется увеличение количества людей на этой территории, что должно произойти за счет миграции или механического прироста.

По городам

Большинство населения республики Беларусь, как и в других странах мира, сосредоточено в городах. Доля городских жителей здесь составляет в среднем от года к году 77,5%, доля сельчан – 22,5%. Общая плотность людей на данной территории – 45,5 человек на кв.км. По плотности населения – это государство занимает 126 место в мировом рейтинге и стоит за такими странами, как Иран, Черногория, Эквадор и Таджикистан.

Наибольшее количество людей сосредоточено в крупных городах и столице Минске. Здесь же наблюдается наиболее высокая плотность населения Белоруссии. Лидирующие города Беларуси по численности населения:

  • Минск – 2018,3 тыс.чел.
  • Гомель – 536,9 тыс.чел.
  • Могилев – 383,3 тыс.чел.
  • Витебск – 378,4 тыс.чел.
  • Гродно – 373,5 тыс.чел.
  • Брест – 351 тыс.чел.
  • Бобруйск – 216,8 тыс.чел.

Здесь приведены данные по населению Беларуси на 2019 год. Наибольшая численность в этих городах обусловлена тем, что они являются областными центрами, здесь хорошо развита транспортная инфраструктура, а также сосредоточено большое количество промышленных предприятий.

Общая информация

Город Барановичи расположен на Барановичской равнине в междуречье Щары и ее притока Мышанка. Барановичи расположены практически на прямой, соединяющей райцентр Брест (206 км) и Минск (149 км). Ближайшие города: Ляховичи (17 км), Слоним (42 км), Несвиж (51 км), Новогрудок (52 км), Ганцавичи (72 км). Барановичи расположены на равнинной местности, где перепад высот не превышает 20 м (от 180 до 200 м над уровнем моря). Высота города 193 м над уровнем моря. Общая протяженность города составляет 10 км с запада на восток и 7 км с юга на север. Город несколько вытянут (на 8 км) с юго-запада (от улицы Брестская) в северо-восточном направлении (до улицы Фабричная) и сжат (6,3 км) на севере (улица Советская) в юго-восточном направлении (улица Фроленкова). Общая площадь, занимаемая городом, составляет 80,66 кв. Км. (8066 га по состоянию на 12 — е августа 2012 года ). Плотность населения составляет более 2000 человек на 1 кв. Км.

Самая северная точка города — улица Королик, расположенная к северу от завода Барановичских автоматических линий на 53 ° 10 ‘северной широты, а самая южная — село Узноги, расположенное на 53 ° 06’ северной широты. Крайняя западная точка находится в районе улицы Бадака на 25 ° 57 ‘восточной долготы, а крайняя восточная точка расположена в районе пересечения улиц Егорова и Каштановой улицы на 26 ° 04’ восточной долготы. Геометрический центр города — площадь Ленина. Всего в городе около пятисот улиц и переулков общей протяженностью 252,8 км, из которых 129,8 км озеленены, а 240 км освещены.

Город Барановичи отличается выгодным географическим положением и является крупным узлом важнейших железных и автомобильных дорог. Близкое расположение магистрального газопровода, развитая система энерго- и водоснабжения, благоприятный климат. В городе расположен ряд крупных промышленных предприятий.

По состоянию на 1 — го января 2019 года, 81829 легковых автомобилей зарегистрировано в Барановичах. В городе проживает 146678 взрослых жителей. Таким образом, практически каждый второй житель города владеет легковой машиной.

Город Барановичи — это не только один из крупнейших городов Республики Беларусь по численности населения (восьмое место в стране), но и один из важнейших промышленных, культурных и образовательных центров Беларуси.

На начало 2010 года у Барановичей был 21 город-побратим, среди которых российские Мытищи (Московская область), Василеостровский район Санкт-Петербурга, финская Хейнола, австрийский Штоккерау , польская Бяла-Подляска, Гдыня, Суленцин повет, китайский Чиби, итальянская Феррара. , Латвийская Елгава, Украинская Полтава, Нововолынск и другие.

Современный Военный городок

Поскольку городок расположен близко к центру города, местным «доступны» все блага жителей центра города: кафе, бары, торговые центры, кинотеатры. В будущем в районе планируется строительство собственной амбулатории. Ее появление предусмотрено «Детальным планом района многоквартирной застройки на ул. Свердлова в г. Барановичи».

Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Расположенный рядом железнодорожный вокзал тоже имеет свои плюсы. Однако для многих жителей городка это проблема: шум поездов мешает спать по ночам.

Долгое время жители Военного городка добивались строительства пешеходного моста  к вокзалу, но борьба окончилась ничем.

С 2004 года район можно называть не только Военным, но и студенческим городком. Здесь начал работу Барановичский государственный университет, который создали путем слияния четырех учебных заведений. Ранее в здании университета располагалась Барановичская школа милиции. Учебные корпуса, общежития  и стадион образуют небольшой студенческий городок, который вполне можно назвать районом в районе.

2018 год. Барановичский государственный университет. Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Природа и достопримечательности

Микрорайон Текстильный – один из самых зеленых микрорайонов города, укрыться в тени деревьев можно не только в утопающих в зелени дворах, но и на автобусных остановках, и вдоль дорог.

Среди достопримечательностей района – живописное озеро Жлобинское. Интересно, что жители улицы Парковойв Восточном микрорайоне привыкли считать это озеро частью своего района. По большому счету, право считать его своим есть и у тех, и у других: озеро является своеобразной границей между двумя районами. Рядом с озером – мемориальный комплекс «Урочище Гай», возведенный на месте расстрела привезенных из Чехословакии евреев. С трех сторон мемориал окружает лес. До революции этот лесок облагораживали местные помещики, до сих пор в лесу можно встретить редкие породы деревьев.

Январь 2018 года. Мемориальный комплекс «Урочище Гай». Фото: Евгений ТИХАНОВИЧ

Статистика за 10 лет: стало хуже

Сравнение финансовых показателей того или иного предприятия всего за один год дает неполное представление о его работе. А вот если сравнить цифры лет за десять, можно понять, прогрессирует ли оно в своей деятельности или, наоборот, регрессирует.

Мы сравнили финансовые показатели барановичских ОАО за 2020 год с годом 2011-м. К сожалению, не все предприятия тогда были акционерными обществами, а какие-то, наоборот, уже перестали существовать как самостоятельные, превратившись в филиалы. Но получилось, из 18 ОАО, данные по которым нам удалось сравнить, финансовые показатели 15 ухудшились. Причем существенно.

Возьмем, к примеру, ОАО «Барановичская птицефабрика», которая в 2011 году была лидером по объему полученной чистой прибыли, заработав почти 5,4 млн долларов в эквиваленте. За десять лет этот показатель на предприятии сократился в 21 раз! «Барановичхлебопродукт», который в 2011 году занимал вторую строчку с показателем в 5,3 млн долларов в эквиваленте, в 2020 году заработал в шесть раз меньше, а Барановичский автоагрегатный завод, завершивший 2011 год с чистой прибылью в 5,1 млн долларов, в 2020 году получил в 34 раза меньше.

Убыточных предприятий за последние десять лет тоже стало больше – в пять раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector