Озеро молтаево

Санаторий «Озеро Молтаево»

В XX веке ученые проводили исследования лечебной грязи водоема. В 1945 году рядом с озером Молтаево начали строить курорт. Внешний вид санатория был выполнен в стиле классицизма. Строительство закончили в 1950 году. В этом же году курорт принял первых постояльцев.

После открытия санатория на озере Молтаево сюда ежегодно приезжали оздоровиться тысячи человек. На территории этого курорта работала грязелечебница, столовая, был небольшой кинотеатр, сауна, спортплощадка и библиотека. В 90-е годы санаторий «Озеро Молтаево» закрыли. Сегодня на месте бывшего курорта остались только руины зданий, дорожек и скульптур.

Как доехать до озера Молтаево

Из Екатеринбурга к водоему лучше всего добираться на автомобиле. Ехать примерно 1,5–2 часа. Расстояние от города к источнику около 120 километров. Маршрут проходит по дороге Режевский трактат, а затем по трассе Реж-Алапаевск.

Схема маршрута Екатеринбург-озеро Молтаево на карте Google maps

Добрать к водоему можно на автобусе «Екатеринбург-Алапаевск». Выходить нужно на пересечении улицы Ленина и трассы Реж-Алапаевск.

Доехать к водоему можно на такси из города Реж. Здесь работают службы такси Лидер, Вираж, Горизонт, Форсаж. В Алапаевске работают Яндекс. Такси, Авто96, Семейное.

Видео об озере Молтаево и заброшенном санатории

Грязи озера Молтаево

Основной особенностью этого пресноводного водоема являются его целебные грязи, залегающие на самом дне. Местные жители давно заметили, что иловые отложения озера помогают избавиться от разных недугов на ранних стадиях.

Сегодня в озере Молтаево содержатся огромные запасы сапропелей. С греческого языка «сапропель» дословно звучит как гнилая грязь (ил, глина). Состоит сапропель в основном из отмерших частиц живых организмов и растительности. Лечебные грязи богаты разными микроэлементами, витаминами группы B и ферментами.

У сапропелей широкий спектр использования. Их применяют в сельском хозяйстве в качестве удобрений для сельхозпродукции, так как они содержат богатый спектр химических элементов. Очищенные грязи озера Молтаево используют как минеральную подкормку для животных.

группа ВКонтакте озера Молтаево

Одним из популярных видов применения сапропелей все-таки остается медицина. Их используют для профилактики в урологии и гинекологии, лечении кожных покровов головы и тела, для улучшения кровообращения и в косметологии.

В озере Молтаево, согласно исследованиям, содержится около 8000 тонн лечебной грязи. Мощность сапропелевых грязей в этом водоеме больше 4,5 метров. В озере Молтаево лечебные грязи представлены несколькими слоями: верхний слой с органическими веществами, средние пласты студневидной консистенции, нижний глинистый ряд. Для лечения применяется только верхний слой.

Отдых

К источнику приезжают опробовать лечебные свойства озерной сапропели. В этом водоеме можно искупаться и позагорать на берегу. Кроме оздоровительных процедур, здесь можно порыбачить. Остановиться можно в палатке на побережье водоема.

Дно озера Молтаево илистое и вязкое, в нем легко увязнуть, поэтому нужно быть предельно осторожными во время купания.

В 9 километрах восточнее находится санаторий «Самоцвет», возведенный в 1950 году. В этом пансионате осуществляется терапия различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, сердечно-сосудистой систем. Есть комплекс SPA-процедур, массажа и косметологических услуг. На территории этого курорта работает библиотека, детские игровые комнаты и площадки, есть спортинвентарь, магазин, кафе, автостоянка.

Также можно остановиться в гостиницах и отелях в ближайшем городе Реж или Алапаевске. Перед посещением озера Молтаево рекомендуется проверить прогноз погоды.

Сегодня на озере Молтаево осуществляется добыча сапропели в промышленных масштабах. Лечебную грязь вывозят в ближайший курорт «Самоцвет» и некоторые больницы.

«Живой!»

– Мы выехали на горку, а он из кривой в горку поднимается – дым из трубы валит, сцепка ходуном ходит, тогда мы поняли, что летит он на большой скорости, – говорит Юрий Задворных. – Сразу остановка, я выскочил, поставил башмак и обратно в локомотив. Уже было понятно, что никакой башмак не удержит его, но у нас же инструкция! Мы начали в обратную сторону развивать скорость, но сразу же не разогнаться. Тот нас догоняет. Башмак только звякнул и в лес улетел. Я говорю шефу: «Сзади переезд». Он пару позиций на контроллере сбросил. Поэтому у нас скорость была не более 50 километров в час, когда нас догнал маневровый…

Как позже выяснится, неуправляемый локомотив шёл со скоростью около 120 километров в час. За мгновение до столкновения машинист Парчинский выключил топливный насос, сбросил контроллер, тем самым заглушив двигатель, а сам интуитивно бросился в дизельный проход. Это его спасло: пульт, за которым он сидел, от столкновения смяло. Правда, от удара сорвало с петель и дверь в дизельное отделение, она сильно ударила его по спине. У помощника машиниста была повреждена нога. Очнувшись, первым делом Парчинский крикнул: «Юра, ты живой?» Тот ответил: «Живой!» Вроде целы. Первым делом помощник пошёл посмотреть, что случилось с машинистом тепловоза, что столкнулся с ними. Каково же было их удивление, когда кабина оказалась закрытой, в ней никого не оказалось, а контроллер пульта управления был зафиксирован на самой верхней, восьмой позиции.

– Мы отцепили вторую секцию тепловоза и своим ходом, после разрешения дежурного по станции, осадили поезд обратно в Сосьву. Я на переднем вагоне, Евгений Николаевич – на тепловозной секции, – подытожил Юрий Владимирович.

Кстати, у него была возможность и даже обязанность покинуть тепловоз, оставить машиниста одного, но он этого не сделал.

– Разве мог я его бросить? – недоумевал он. – Когда ставил башмак для приближающегося тепловоза он крикнул мне: «Покинь кабину!» Я его не послушал и остался.

Династия железнодорожников

На железной дороге действия машинистов расписаны инструкциями и приказами, казалось бы, на все случаи жизни. Но в этой истории локомотивная бригада действовала вопреки ведомственным циркулярам, пойдя на риск, тем не менее их поступок был признан единственно верным в данной ситуации. Об этом написано много статей, сняты фильмы, но даже четверть века спустя в беседах с теми, кто оказался вовлечён в те события, появляются новые подробности. К сожалению, уже нет в живых главного героя той истории – машиниста Евгения Парчинского, он умер 30 августа 2012 года на 67-м году жизни. Эта история о том, что жизнь в любой момент может преподнести нам испытание. И тогда всё будет зависеть от принятого нами решения. Оно не может быть случайным и предопределено тем, что мы в себе несём, – нашим опытом, нашей совестью. Так, наверное, было и у Парчинского.

– Фамилия Парчинских – с Могилёвщины, из Белоруссии, – говорит вдова Лилия Парчинская. – У Евгения Николаевича и отец, и дед были железнодорожниками. Отца звали Николай Михайлович, он работал на паровозах, 13 лет был начальником локомотивного депо Егоршино. Евгений пошёл по их стопам, в 16 лет у него уже была трудовая книжка; учась в Алапаевском железнодорожном техникуме, проходил практику слесарем по ремонту подвижного состава в Серове.

с 1969 года Евгений Парчинский – помощник машиниста, с 1973 года уже самостоятельно водит поезда. В 1974 году у семьи Парчинских появился первенец – сын Сергей, и семья прочно обосновалась в Алапаевске, где жили родители Евгения Николаевича. На участках дороги от Алапаевска нет электротяги, там работают тепловозы. Евгений Парчинский, будучи машинистом тепловоза, водил грузовые составы, пассажирский поезд в Серов, в 90-е годы – пригородный поезд Алапаевск – Сосьва-Новая. На этом маршруте работал вместе с помощником Юрием Задворных.

Процесс идёт?

В министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области утверждают, что процесс расселения жителей из аварийных домов в Алапаевском районе идёт.

«В рамках действующей региональной программы в муниципальном образовании Алапаевское планируется расселить 35 домов, мероприятия планируется завершить в 2025 году. Основными способами являются выкуп помещений у собственников и строительство нового жилья. Так, например, в Верхней Синячихе сейчас строятся два дома, один из которых будет сдан в этом году, другой – в 2022 году. В эти дома переедут 124 человека из 20 домов», – ответили в министерстве на официальный запрос «Облгазеты».

В ближайшие два года, как уверяют в министерстве, реализация программы расселения в муниципальном образовании Алапаевское продолжится. Кроме того, ежегодно в рамках расходных полномочий муниципальным образованиям выделяются средства на расселение и снос аварийного жилья.

В администрации муниципального образования Алапаевское «Облгазете» ответили, что они участвуют в региональной адресной программе «Переселение граждан на территории Свердловской области из аварийного жилищного фонда в 2019–2025 годах». Эта программа как раз и предусматривает строительство домов для переселения в них граждан, проживающих в аварийных домах по договорам социального найма, и выкуп аварийных жилых помещений у собственников.

«Администрацией при этом ведётся постоянная работа с министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области по корректировке программы в части включения в неё домов, признанных аварийными до января 2017 года», – добавляют в администрации МО Алапаевское.

Администрация муниципального образования город Алапаевск, в свою очередь, сообщила «Облгазете», что на территории муниципального образования 25 домов, признанных аварийными в связи с физическим износом до января 2017 года. Они также участвуют в вышеупомянутой региональной адресной программе по переселению до 2025 года.

В тех домах, где срок расселения ещё не подошёл, жителям предлагают обратиться в администрацию за жилыми помещениями манёвренного фонда до момента расселения.

«В рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилья для нанимателей муниципального жилищного фонда будут приобретены помещения на первичном рынке у застройщика, а с собственниками заключены договора выкупа жилого помещения, непригодного для проживания», – поясняет и.о. главы МО город Алапаевск Сергей Карабатов. 

Получается, что в общей сложности до конца 2025 года в Алапаевском районе и Алапаевске планируют расселить жителей 60 аварийных домов – фактически это одна четвёртая от всех признанных аварийными домов на этой территории. Так ли это произойдёт на самом деле, увидим, но хочется верить, что затягивать с этой проблемой не будут: чем больше времени проходит, тем ещё более хрупкими становятся стены старых домов, а главное – надежды людей на спокойную и комфортную жизнь.

Опубликовано в №211 от 17.11.2021

Медные трубы

А впереди героев ждали награды. Хотя не сразу их действия признали правильными, уж очень много они нарушили всевозможных инструкций и предписаний. 9 апреля 1997 года Евгению Николаевичу Парчинскому было присвоено звание Героя России. Золотую звезду ему вручал в Кремле Президент РФ Борис Ельцин. Юрий Владимирович Задворных был награждён орденом Мужества.

Евгений Парчинский проработал на тепловозах до февраля 2001 года, уйдя на пенсию по льготному списку в 55 лет, общий стаж его работы машинистом составил почти 30 лет. В том же году переехал в Екатеринбург, где семья получила квартиру. Умер 30 августа 2012 года, похоронен на Михайловском кладбище города Алапаевска.

Помощник машиниста Юрий Задворных ушёл на пенсию в 2013 году. Кстати, в 1996 году он сдал на права машиниста, в ту памятную поездку отправился, имея право уже самостоятельно управлять тепловозом, так что в кабине локомотива были фактически два машиниста. Сейчас живёт в Алапаевске.


Евгений Парчинский родился в Серове, закончил школу № 56 в городе Артёмовском. Фото: Архив семьи Парчинских
Лилия и Евгений Парчинские с детьми Ольгой и Сергеем, 1980-е годы. Фото: Архив семьи Парчинских
Во время награждения Евгений Парчинский поблагодарил Бориса Ельцина за награду от имени всех земляков железнодорожников. Фото: Архив семьи Парчинских
Евгений Парчинский и Юрий Задворных возле своего тепловоза. В столкновении побывала тепловоз такой же марки но под номером 349. Фото: Архив семьи Парчинских
Машинист Парчинский, 90-е годы. Фото: Архив семьи Парчинских
Памятник Евгению Парчинскому на кладбище города Алапаевска – почти единственная зримая память о герое. Фото: Алексей Кунилов
Пригородный поезд из Сосьвы в Алапаевск и сейчас есть в расписании, только под другим номером. Фото: Алексей Кунилов
Это «собрат» того самого маневрового тепловоза, который нёсся навстречу пассажирскому поезду. Фото: Алексей Кунилов

Опубликовано в №185 от 06.10.2021 под заголовком «Действовали не по инструкции»

Особенности водоема

Источник образовался во времена ледникового периода. Название водоема походит от тюркского наречия. Озеро овальной формы и вытянуто с юго-запада на северо-восток. Водоем практически со всех сторон заболочен. Единственное место пригодное для купания находится на восточной стороне. На этом берегу практически нет растительности. С северной, западной и южной сторон озеро окружено лесом.

Площадь — 224 гектара. Максимальная глубина — 7 метров. Средняя глубина — 1,1 метра. Длина около 2 километров. Ширина — 1,5 километра.

Берега озера Молтаево пологие. Акватория наполняется за счет таяния снегов, дождевой воды и подземных источников. Площадь бассейн около 800 гектар. Источник расположен на отметке в 199 метров над уровнем моря.

Жена машиниста

В то время сотовые телефоны не были в ходу у простых людей, и жена машиниста Парчинского только через сутки узнала о случившемся крушении.

– Он должен был вернуться из поездки часов в 10–11 вечера, – вспоминает Лилия Парчинская. – Я жду, а его нет. Позвонила дежурному по депо, тот сказал: что-то случилось с тепловозом. Я успокоилась. Прихожу утром на работу, была бухгалтером в дистанции пути, вбегает главный механик, спрашивает: «Лилия Михайловна, как там Евгений?» Я ему: «А что случилось?» Он только тогда понял, что мне ничего не известно об аварии. Когда я услышала подробности, узнала, что произошло столкновение, мне стало плохо – зашла в свой кабинет, закрылась, у меня была истерика. Мне в дверь колотят – а я не могу открыть. Только во втором часу дня он мне позвонил и сказал, что всё хорошо. Сказал, что связи не было, 300 метров пути было разворочено и они не могли вернуться. Они почти сутки сидели в уцелевшей секции тепловоза, всем было не до них. Только к вечеру другого дня вернулся домой. Когда он разделся, и я глянула на его спину – обомлела: она вся была буквально алая.

«Будем ловить»

– Первое, что мы испытали, – удивление, такого не может быть! – говорит Юрий Задворных. – Но раздумывать было некогда, остановили состав, отцепили вагоны, закрепили их и поехали навстречу тепловозу. Мы уже действовали не по инструкции: я должен был остаться с вагонами, а машинист один ехать навстречу двигающемуся локомотиву, увидев препятствие – остановиться, закрепить тепловоз, заглушить дизель и, покинув кабину, отойти на безопасное расстояние. Сделай мы так – был бы страшный удар. А у нас на тепловозе – два топливных бака, по одному в каждой секции, в каждый входит тонн 8 соляры, да на тээмке (маневровый тепловоз – ТЭМ2. – Прим. автора) – под 6 тонн. Тут было бы такое кострище!

Локомотивной бригаде помогли проводники вагонов: стали выводить в лес на безопасное от дороги расстояние пассажиров – это помогло сэкономить время. У машиниста созрел план, своему помощнику он сказал: «Будем ловить» и направил свой локомотив навстречу движущемуся тепловозу. Предполагалось, что сблизившись с ним на минимальное возможное расстояние, машинист даст обратный ход и таким образом «поймает» на себя неуправляемый тепловоз. В этом случае удар от столкновения двух локомотивов, двигающихся в одном направлении, был бы не столь силён. Этот маневр не был прописан ни в одной инструкции.

– Но похожие истории Евгений Николаевич слышал от отца, – вспоминает Лилия Парчинская. – Правда, так машинисты «ловили» не локомотивы, а вагоны: выезжали навстречу им, набирали обратный ход и когда те их догоняли – цепляли и тормозили. Видимо, это запомнилось, поэтому и родилось такое решение. Но никто до него, ни после не пытался останавливать таким образом на ходу локомотив.

Решение рискованное: вместо того, чтобы оставить локомотив и убежать в лес, машинист и его помощник остались на тепловозе. Для справки: тепловоз 2ТЭ116 двухсекционный, в каждой секции – своя кабина. Принимали удар машинисты, находясь в кабине, в которую должна была врезаться многотонная махина.

– Он всегда действовал нестандартно, – вспоминает работавший в те годы машинистом-инструктором локомотивного депо Егоршино Александр Сулицин. – В этой ситуации это было оправданно, я считаю, он поступил правильно. Конечно, он не думал ни а каких звёздах Героя. Он действовал по обстановке.

Потом в многочисленных публикациях говорилось, что таким образом Парчинский пытался избежать большой техногенной катастрофы: в этом месте через железную дорогу как раз проходит нефтепровод. Но в той ситуации, как вспоминал Юрий Задворных, о нефтепроводе они не думали, хотелось просто сохранить закреплённый за локомотивной бригадой тепловоз, который только что вышел с капитального ремонта. Но они не ожидали, что у маневрового тепловоза будет столь высокая скорость. Это станет ещё одной неприятной неожиданностью в тот день для Парчинского и его помощника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector