Абай сегодня: где увековечено имя великого поэта

Происхождение

Историкам удалось проследить род Абая Кунанбаева до его прадеда – известного батыра (воина) Ыргызбая. Он родился примерно в середине восемнадцатого века, принимал участие в оборонительных войнах против джунгаров. На склоне лет Ыргызбай стал бием (народным судьей), решавшим мелкие бытовые споры среди соплеменников.

Сын Ыргызбая – Оскембай, родился примерно в конце 1870-х годов. Унаследовав должность отца, он также стал бием.

Отец же Абая – Кунанбай кажы, смог продвинуться выше, став со временем старшим султаном Каркаралинского внешнего округа, административной единицы, границы которой определили русские руководители. Родился он в 1804 году, скончался в 1886.

Большую роль в жизни будущего поэта сыграла его бабушка Зере. Она не только дала ему прозвище, под которым он стал известен, но и обучила казахскому языку – прогрессивный отец настаивал на том, чтобы сын изучал в первую очередь русский язык.

Таким образом, можно сказать, что Абай Кунанбаев является выходцем из казахской элиты своего времени, он получил передовое образование в русской школе и во многом является продуктом русской цивилизации.

Университет имени Абая

КазНПУ имени Абая является первым высшим учебным заведением страны и насчитывает 90-летнюю историю. Открытие вуза официально состоялось в октябре 1928 года по решению Совета народных комиссаров Казахской АССР. Вузу был дан статус самостоятельного педагогического института. В то время он имел единственный факультет с тремя отделениями: физико-математическим, естественным и лингвистико-педагогическим. В 1930 году университет переименовывали в Казахский государственный педагогический институт, а в 1935-м ему было присвоено имя великого Абая.


Здание КазНПУ имени Абая в Алматы / фото: 2gis.kz

В 1930-х годах в институте читали лекции Сакен Сейфуллин, Ураз Джандосов, Мухтар Ауэзов, Сабит Муканов и другие знаменитые деятели Казахстана.

Среди известных людей, окончивших этот легендарный университет — поэт Таир Жароков, писатель и ученый Малик Габдуллин, литературовед Мухаметжан Каратаев, драматург Калижан Бекхожин.

Мы заметили, что название вуза на казахском и английском языках максимально укорочено и пишется как «Абай университеті» и «Abai University» соответственно.

Другие произведения Абая Кунанбаева

Кроме «Слов назидания», из-под пера классика вышло 170 стихотворений. Из них наиболее известны четыре произведения, посвященные сезонам года, «Кулембаю», «Управитель начальству рад», любовная лирика «Ты – зрачок очей моих» и другие. На творчество Кунанбаева оказали влияние и великие мастера словесности Востока.

Абай восхищался произведениями Алишера Навои, Фирдоуси, Ибн Сины, Физули, Низами и других. Их мотивы он вплетал в свое творчество. Например, излюбленная на Востоке тема Александра Македонского была интерпретирована Абаем Кунанбаевым в его поэме «Искандер». Но в ней автор вовсе не восхищается великим завоевателем античности, а противопоставляет ему просветителя и мудреца Аристотеля.

Также известны такие поэмы Кунанбаева, как «Сказание об Азиме» и «Масгуд». Абай сделал более пятидесяти переводов на казахский язык произведений русских и европейских поэтов. Этот вклад нельзя переоценить. Ведь таким образом классик приблизил свой народ к сокровищнице мировой культуры. А Европа узнала о Казахстане.

Литературные достижения

Определенной популярностью пользуются и книги Абая Кунанбаева. В Казахстане, на родине писателя, существует даже особая дисциплина абаеведение, задачей которой является изучение его наследия, поиск скрытых смыслов.

При жизни писателя ни одно из его произведений не было напечатано. Первая книга появилась в 1909 году – ею стал сборник «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева». Впоследствии она дважды переиздавалась в 1922 году, в Казани и Ташкенте.

В последующие годы, начиная с 1933 и по наши дни издавались многие произведения Абая Кунанбаева. Так, в 1940 году вышла книга «Лирика и поэмы», в 1945 году «Избранное». Произведения активно издавались на русском и казахском языках, в Казахской ССР (позже Казахстане) и РСФСР.

Абай, Казахстан

Городское
18-июн, 2012
staler_GRIF
20 486

Ошибка

Абай (до 1961 — посёлок Чурубай-Нура (каз. Шерубай-Нра)) — город в Карагандинской области Казахстана. C 2002 года — центр Абайского района Карагандинской области. Город располагается недалеко от железнодорожной станции Карабас, в 30 км к юго-западу от Караганды и в 8 км от Абая. Через город проходит автомоб. трасса Караганда — Джезказган — Кзыл-Орда, связан благоустроенными дорогами с гг. Шахтинском, Саранью. У поселка Карабас близ Абая проходит Жартасский водовод. Назван в честь Абая Кунанбаева.После кризиса 90х город оказался в сложном социально-экономическом положении, обусловленным закрытием крупных предприятий и массовым оттоком русскоязычного населения. В данный момент г. Абай вернулся в русло развития и переживает подъем.Добыча угля (до начала перестройки в городе было 4 угольных шахты: № 4 Чурбай-Нуринская (Шерубайнуринская), № 1 Топарская, № 9 им. Калинина и № 6/7 Абайская, когда-то была и Долинская, но потом она отошла к другому району) и известняка. Деревообрабатывающий и домостроительный комбинаты. Восточная обогатительная фабрика, Абайская швейная фабрика (АШФ), горпромкомбинат, з-д железобетонных изделий, ремонтно-механический завод, хлебозавод, шахтостроительные управления № 8 и № 3 треста «Карагандауглестрой», пассажирское и 2 грузовых автотранспорт. предприятия.Основные виды продукции: уголь, угольный концентрат, швейные изделия, сборный железобетон, хлебобулочные изделия, сельскохозяйственные сцепки СП—16, СГ—21, гидроподъемник автомашин ГУАР—15Н. Крупная Карагандинская ГРЭС в поселке Топар. Горный техникум и вечерний энергостроительный техникум.Численность населения составляла: 1) на начало 1989 — 59 600 человек; 2) на начало 2004 — 27400 человек; 3) на начало 2009 — 31123 человек.Этнический состав (по Всесоюзной переписи 1989г): казахи — 7,4%, русские — 74,0%, другие — 18,6%.Этнический состав (2007г.): казахи — 25,3%, русские — 50,1%, другие — 24,6%.С начала 90х из города продолжается отток населения главным образом вследствие репатриации русских, украинцев, белорусов, немцев, евреев и других не титульных народов. Сложная социально-экономическая ситуация повлекла за собой закрытие шахт и других градообразующих промышленных предприятий, служившие основой финансовой стабильности города. В результате чего численность населения г.Абай, которое в 1989г. составляло ок. 59000 человек, к 2002г. снизилось до 25000 человек

Власти обратили внимание на проблемы города и в 2008-09 годах была принята программа, включающая благоустройство мест отдыха, дворовых территорий, восстановления освещения и дорог, замена сетей центрального водоснабжения

Память в бонистике и филателии

Память о великом просветителе живет. Так как скончался он в начале двадцатого века, фото Абая Кунанбаева до наших дней не дошли. Зато сохранилось довольно много словесных описаний, позволяющих сравнительно точно восстановить его внешность.

Поэту старались отдать долг памяти, увековечив на марках. Первая из них появилась еще в 1965 году. Стоила марка 4 копейки и изображала лицо Абая Кунанбаева. Значительно позже, в 1995 году, были выпущены еще две марки, достоинством уже 4 и 9 тенге.

При создании собственной национальной валюты, специалисты также не забыли о великом просветителе. На купюре достоинством 20 тенге, выпущенной в 1993 году, изображен именно этот поэт.

Отдельно стоит сказать, что во многих городах Казахстана в день рождения Абая Кунанбаева проводятся литературные чтения, посвященные ему.

Родословная и семья

Происхождение человека для казахов того времени имело огромное значение. Родись Кунанбаев, как Тарас Шевченко, в семье крепостного, его слова и мысли не ценились бы так высоко. Но, к счастью, классик казахской литературы происходил из аристократического рода биев (глав племени).

Один из его прадедов – Ыргызбай — был предводителем (барыром) родоплеменного объединения тобыкты в середине 18-го столетия. Его дед Оскенбай был бием того же племени. Отец – Кунанбай кажы Оскенбаев – служил ага-султаном Каркаралинского округа и управителем Кокше-Тобыктинской волости. Улжан, мать Абая и одна из четырех жен Кунанбая, происходила из рода шаншар каракесек племени аргын.

Потомку таких славных предков было предназначено судьбой стать беем и правителем. И изначально мальчика готовили к такому поприщу. Но сам он распорядился своей долей иначе. Когда его мать была на сносях, отцу, Кунанбаю, приснился сон. Он увидел Аннета-бабу, великого мыслителя из рода тобыкты, который произнес всего одно слово: «Ибрагим». Этим именем и нарекли родившегося мальчика.

Но вместе с матерью Улжан его воспитывала и бабушка Токбала, которую все в семье называли Зере. Она дала любимому внуку прозвище «Абай», что значит «осмотрительный», «осторожный». И под этим именем он и вошел в историю.

Город, построенный заключенными

В 1949 году началось освоение Чурубай-Нуринского района Карагандинского угольного бассейна, а на месте будущего шахтерского города Абая появился поселок Чурубай-Нура. Примечательна не самая светлая страница в биографии города: с 1949 по 1957 год поселок Чурубай-Нура строился силами заключенных Карлага и Песчанлага, а позднее в нем появилось отделение Песчанлага.

До 1957 года заключенными были построены первые улицы будущего города Абая, проложена железнодорожная ветка для доставки строительных материалов. Колючая проволока и сторожевые вышки были отличительными знаками кварталов, где работали заключенные.

В первые годы освоения угольного месторождения, помимо самого поселка Чурубай-Нура, появились и «пришахтные поселения»: населенные пункты Караган, Кзыл, Вольный, Новодолинка. Это были индивидуальные хаотичные застройки из одноэтажных деревянных и саманных домов. В состав поселка Караган входили три поселения: Северный Караган, Южный Караган, Новый Караган. Зона для заключенных, которые строили шахту «Топарскую», располагалась в Новом Карагане.

В 1954 году Чурубай-Нура стал поселком городского типа.

30 июня 1956 года началась новая веха в жизни поселка: в него прибыла большая группа строителей из УССР.

В 1961 году поселок городского типа Чурубай-Нура исчез, а на карте Казахской Советской Социалистической Республики появился город Абай (Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 15 августа 1961 года) — город шахтеров, названный именем великого казахского просветителя Абая Кунанбаева, родина олимпийского чемпиона Серика Сапиева.

Памятник Абаю в Алматы

О том, что городу нужен памятник Абаю, в Алматы стали говорить еще до войны. Выбирали место и даже проводили конкурс творческих работ. В начале 50-х годов в Алматы был объявлен конкурс на создание памятника — в 1954-м страна готовилась отмечать 50-летие со дня смерти поэта. Но потом план переиграли и решили подгадать к 1960 году, к 115-летию со дня рождения поэта. Среди многих претендентов, включая представителей Москвы и Ленинграда, самым удачливым оказался казахстанский скульптор Хакимжан Наурызбаев — ему и выпало право работать над памятником.

Все понимали, что это должен быть масштабный величественный монумент, Наурызбаев именно такой и планировал — высота памятника должна была составить почти 14 метров. Это сразу стало проблемой: никто не знал, где найти мастерские, в которых можно было бы сделать памятник такой высоты.


Памятник Абаю Кунанбаеву в Алматы / фото: wikipedia.org

Перед тем как приступить к работе, скульптор ездил на родину Абая, встречался с местными аксакалами, а консультировал художника лично писатель Мухтар Ауэзов, автор книги «Путь Абая». Писатель почти каждый день заглядывал в механические мастерские, и когда видел работу в тесном тамбуре, ему казалось, что всё идет нормально. Но когда памятник был завершен, его вынесли во двор, и Ауэзов увидел его при дневном свете, он остался недоволен и раскритиковал всю работу. Наурызбаев расстроился, но принял поправки Ауэзова. Когда после исправлений он снова позвал Ауэзова взглянуть на памятник, писатель сказал: «Вот это — Абай!»

Скульптура отлита из бронзы. Основание — трапециевидный постамент — выполнено из красного курдайского гранита. С 1982 года памятник Абаю входит в перечень памятников архитектуры и градостроительства. Всего памятников Абаю в Казахстане и в мире установлено более 20-ти.

Биография

Для начала стоит коротко рассказать о биографии Абая Кунанбаева.

Родился будущий великий просветитель 10 августа 1845 года в Чингизских междугорьях, в Семипалатинской волости (по современному административному делению – в Восточно-Казахстанской области). Как говорилось выше, является выходцем из знатного рода судей и баев (богатых людей).

Образование началось с посещения муллы, после чего Абай отправился в Семипалатинск, где обучался в медресе, изучая персидский и арабский языки. Параллельно посещал русскую школу, построенную для детей чиновников и военных, проходящих службу на территории Казахстана. Окончив ее, пытался писать первые стихи.

В возрасте 13 лет Кунанбай попытался привить сыну навыки главы рода. Однако уже в 28 лет Абай отказывается от нее, вплотную занявшись самообразованием, общаясь с просвещенными людьми. В первую очередь их роль играли русские политические ссыльные С. Гросс, Н. Долгополов, Е. П. Михаэлис и другие.

Параллельно он много читал – его наставниками, пусть и заочно, стали Пушкин, Лермонтов, Гете, Байрон, Крылов и другие писатели. Читая переводы на русский язык, он ознакомился с творчеством многих европейских писателей, приобретая тонкий вкус, развиваясь и просвещаясь. Стоит отметить, что он пытался донести европейскую культуру до своего народа. Ярким примером можно назвать конкретный случай. Немецкий поэт Гете написал стихотворение «Ночная песня странника». Лермонтов, впечатленный ее красотой и поэтичностью, перевел и адаптировал на русский язык, создав «Горные вершины спят во тьме ночной». Спустя около полувека его прочитал Абай Кунанбаев. Стих, переведенный им под названием «Горы дремлют в темной ночи» стал народной песней, широко разойдясь среди простых людей.

Скончался в возрасте 58 лет в 1904 году.

Память

  • Дом-музей Абая Кунанбаева в Семее и Лондоне
  • Памятники Абаю Кунанбаеву установлены в Алма-Ате, Семее, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Стамбуле, Тегеране, Ташкенте, Москве, Пекине
  • Имя Абая Кунанбаева носят города и села в Карагандинской, Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Кызылординской Южно-Казахстанской области
  • Улицы и проспекты имени Абая Кунанбаева расположены в Баку, Алма-Ате, Актобе, Орске, Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке и многих других городах
  • С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта
  • В честь Абая назван ледник в Джунгарский Алатау и на Заилийском Алатау
  • В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города.
  • Именем Абая назван Культурно-досуговый Комплекс в Актау.
  • Изображение Абая Кунанбаева на банкноте Национального банка Республики Казахстан номиналом в 20 тенге
  • 1938 — Роман «Абай» (авторы Мухтар Ауэзов и Леонид Соболев)
  • 1942-1956 — Роман в 4-х томах «Путь Абая» (автор Мухтар Ауэзов)
  • 1945 — Фильм «Песни Абая» (актер Калибек Куанышпаев)
  • 1995 — Фильм «Абай» (актер Габиден Турыкпаев)

«Слова назидания»

Самое значительное произведение перекликается с биографией Абая Кунанбаева. Он достаточное время проработал мировым судьей (бием), чтобы понять пороки общества. А потому плодом его размышлений над жизнью и мироустройством стал прозаический сборник «Кара сез». В дословном переводе название означает «Черное слово».

Но в казахском языке «кара» имеет несколько толкований. Идиоматическое выражение «кара сез» означает «простая речь», как бы сегодня сказали, «без зауми». Сборник состоит из 45 философских высказываний, созданных автором под конец жизни. В них Абай Кунанбаев поднимает тревожащие его проблемы морали, образования, социальной справедливости.

Классик высоко оценивает труд – как физический, так и духовный, призывает быть справедливым и добрым. «Кара сез» был переведен на русский язык дважды: В. Шкловским под названием «Книга слов» и Сатимжаном Санбаевым – «Слова назидания». Это второе издание получилось более удачным и передает всю глубину мысли великого поэта.

В 2010 году епископом РПЦ в Республике Казахстан Геннадием (Гоголевым) была совершена попытка перевести некоторые притчи Кунанбаева в стихотворной форме. А вообще, «Кара сез» существует в английском, французском, китайском, корейском, узбекском, монгольском, турецком, татарском и латышском вариантах.

ГАТОБ имени Абая

Театр оперы и балета Алматы — один из крупнейших театров Евразийского пространства. Театр был основан в 1934 году, но строительство самого здания шло до 1941 года, и сейчас оно является памятником архитектуры республиканского значения.

В 1933-м в Алма-Ате была создана музыкальная студия, которую затем преобразовали в музыкальный театр. На своем первом выступлении 13 декабря 1934 года труппа исполнила музыкальную комедию «Айман Шолпан» — это событие и считается днем рождения театра.


ГАТОБ имени Абая / фото: Ольга Власенко

Жизнь театра связана с такими известными людьми, как Михаил Моисеев, Александр Селезнев, Шара Жиенкулова, Булат Аюханов, Алибек Днишев, Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Майра Мухамед-кызы, Лейла Альпиева. Перечислить всех всемирно известных танцоров и певцов, которые выходили на сцену театра в качестве гостей, не представляется возможным: ГАТОБ имени Абая отработал 86 театральных сезонов!

Развитие по госпрограмме

В советское время Абай был достаточно большим городом – в 1989 году в нем проживали 46 533 человека. Перестройка, постперестроечное время, распад СССР и сложная социально-экономическая ситуация в Республике Казахстан привели к закрытию шахт и других промышленных предприятий. В результате последующего оттока населения в большие города, иммиграции в Россию, Германию, Украину и другие страны, к 2005 году количество жителей сократилось почти в два раза – до 27 957.

Согласно данным статистики, в последнее время не только сохраняется тенденция по сохранению контингента города, но и наблюдается незначительный прирост. Так, по данным переписи населения 2019 года, в городе проживает 28 363 человек.

В 2008-2009 годах, благодаря активности администрации и соответствующей государственной программе, в городе началось благоустройство мест отдыха и дворовых территорий, восстановление придорожного освещения, замена сетей центрального водоснабжения.

В рамках Программы развития моногородов на 2012-2020 годы в городе Абай продолжается второй этап демонтажа пустующих зданий (на первом этапе их было 56). Места, где находились снесенные дома, планируют использовать для строительства современных многоэтажных домов.

Город Абай сохраняет в облике советские традиции: Парк Победы, Мемориал славы, сооруженный к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, памятник воинам-интернационалистам. В то же время город приобрел и современные черты, например, архитектурная композиция «Единение» – в ней три части национального орнамента символизируют единство трех казахских жузов, или «Золотой барс», являющийся символом долгосрочной Программы развития Республики Казахстан-2050.

Главный ориентир города – малая архитектурная форма из трех белых лошадей, символ верности, дань уважения лучшим качествам священных животных степи. Жители Абая проводят свободное время в парках города, особенно любимое для них место – площадь перед районным Домом культуры.

Музей-заповедник Абая «Жидебай-Борили»

Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили» раскинулся на огромной территории и включает в себя 7 залов, расположенных в доме-музее XIX века, 10 залов в новом здании, построенном в восточном стиле, а также здания медресе Ахмета Ризы и библиотеки.


фото: abai.kz

Построенный в последней четверти XIX века двухэтажный особняк хорошо сохранился до наших дней, в течение последних 55 лет дом-музей находился под охраной государства. Это место сохранило свой старинный, почти первозданный облик — музей окружают постройки столетней давности.

Со временем назрела необходимость подыскать для музея более вместительное помещение. В результате в начале 70-х музей Абая переселился в дом, некогда принадлежавший русским купцам братьям Ершовым, переселившимся на берега Иртыша с Урала. По некоторым сведениям, Абай время от времени останавливался в этом доме и встречался здесь с сосланными в Сибирь.


Монумент в урочище Жидебай

В 1995 году в канун 150-летия Абая было решено внести коррективы в общий облик музея. Само здание было оставлено в былом виде, но объединено в единый архитектурный ансамбль со зданием администрации и мечетью с медресе Ахмета Ризы, где в свое время учился Абай.Фонды музея «Жидебай-Борили» составляют 18 255 единиц хранения.

Выдающиеся сыновья

Что касается личной жизни Абая Кунанбаева, то известно, что он имел трех жен. По внушению отца, он вступил в супружество в раннем возрасте. Старшая жена Абая, Дильдэ, была правнучкой Казыбек бия – одного из основоположников степной юриспруденции. Впоследствии Кунанбаев женился уже по любви. Второй его женой была Айгерим, а третьей – Эркежан. Всего они родили своему мужу десять детей. Из них талант отца унаследовали четверо сыновей.

Первенца поэта звали Акылбай (1861-1904). Он родился, когда его отцу едва исполнилось 17 лет. Его воспитанием занималась младшая жена деда (Кунанбая) Нурганым. Жизнь Акылбая немного повторяет биографию Абая Кунанбаева. Его также готовили на бия, но под влиянием отца юноша выбрал поэтическое поприще.

Кроме многочисленных стихотворений, Акылбай создал три поэмы. «Жарах» была полностью утрачена. От поэмы «Зулус» о приключениях в Африке сохранились лишь первые строки. «Дагестан» обладает огромной исторической ценностью, поскольку она свидетельствует о событиях на Кавказе устами непредвзятого современника. Акылбай умер на сороковой день после кончины своего отца.

Огромные надежды Абай возлагал на второго сына, Абдирахмана, прозываемого «Абишем» (1868-1895). Отец послал его получать образование сначала в русскую школу, затем в реальное училище в Тюмени. Окончив его, юноша уехал в Санкт-Петербург и поступил в Михайловскую артиллерийскую высшую школу. Однако в северном сыром климате Абиш заболел туберкулезом и умер в Верном (сейчас Алма-Аты) в возрасте 27 лет.

Еще один сын Абая (от Дильдэ), Магауия, прозванный Магашем, был болезненным с детства. Отец проводил с ним много времени, и мальчик рано проявил свой творческий талант. Магаш (1870-1904) написал такие известные поэмы, как «Абылай», «Медгат-Касым» и «Енлик-Кебек».Он также исполнял обязанности бия и был любим в народе за справедливые и мудрые решения судебных дел. К сожалению, слабое здоровье не дало Магашу дожить до старости. Его смерть в возрасте 34 лет окончательно подорвала силы отца, который и так тяжело переживал утрату Абдирахмана. Биография Абая обрывается смертью поэта на 40-й день после похорон Магауии.

Турагул (1875-1934) стал общественным деятелем, членом партии Алаш-Орда. Он занимался также переводами на казахский язык произведений Джека Лондона, Болеслава Пруса, Максима Горького, А. Неверова и других.

Знаменитым стал и племянник Абая, Шакарим Кудайбердиев. Как и дядя, он был философом, композитором, поэтом, переводчиком.

Смерть

В 2019-м Ляйля Баймагамбетова, проживающая в Нур-Султане, рассказала в интервью местной газете о малоизвестных фактах биографии и причине смерти прапрадеда:

Через 40 дней после ухода младшего сына, 6 июля 1904-го не стало и великого поэта и мыслителя. Сначала его тело хотели предать земле в селе Акшокы, где покоились отец Кунанбай, сыновья Абиш и Магаш, но в итоге похоронили в Жидебае. Сейчас там находится Мавзолей Абая, где также нашли последнее убежище брат Кунанбаева Оспан, племянник Шакарим и сын последнего Ахат.

В расположенном неподалеку зимовье Абая на Жидебае организована музейная экспозиция, хранящая книги просветителя, личные вещи, редкие фотографии, предметы домашнего обихода и мебели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector